Kazakhs who speak English: «подтянули» ли мы знания в английском?
Английский язык за последние годы стал более доступным, но грандиозных успехов в его изучении от школ ждать не стоит: все по-прежнему зависит от нас самих
Как бы плохо мы не отзывались о помпезных речах главы государства касательно политики трехъязычия, надо признать, что сдвиги в этой области имеются. Экспериментальное обучение в школах на английском началось еще с 2007 года. Страна может похвастаться и университетами, где он является основным языком преподавания. Однако в корне ситуация мало чем отличается от прошлых лет. Высокий уровень знаний этого предмета ученики не получают как нечто само собой разумеющееся. Чаще всего, заботящиеся о светлом будущем ребенка родители стараются знакомить его с английским еще до школы, затем в перерывах между уроками и домашними заданиями он посещает репетитора, и наконец, закрепляет свои знания поездкой в США по обмену или учебой Назарбаев Университете. Почему так происходит – в материале Azattyq Rýhy.
Фундамент владения английским закладывается именно в школе. А главным двигателем любого прогресса является мотивация. Сказать, что все учителя с особым энтузиазмом подходят к занятиям – язык не поворачивается. Дает о себе знать и возраст преподавателей общеобразовательных школ, и низкий статус в обществе. В итоге: не замотивирован ни учитель, ни ученик.
«Советские учителя постепенно уходят на пенсию, молодежь неохотно идет в школу из-за низкой зарплаты и огромной бумажной волокиты. Например, в Японии статус учителя очень высок. Там – это человек с большой буквы, так как он несет знания. Развитые страны, в целом, вкладываются в обучение. У нас этот момент упущен. Но несмотря на то, что уровень образования в стране низкий, дети тянутся изучать язык. А это самое главное. Благодаря полученным знаниям им открываются многие двери», – говорит преподаватель английского языка Данияр Айбеков.
Государство позаботилось о создании необходимых материальных условий для изучения языка. Так, например, начиная с первого класса, школьникам в руки попадают качественные, современные, красочные и интересные учебники по английскому. Но и здесь есть один нюанс: в них нет ни слова на языке, понятном ребенку – казахском или русском. Ученик, пришедший в первый класс, уже должен понимать, что к чему.
«К сожалению, у нас в Казахстане не все дошколята готовы к такому. Для многих моих учеников в таком возрасте – это просто набор букв. Соответственно, нынешние реалии таковы, что готовить ребенка к изучению английского в школе нужно начинать еще с детского сада», – отмечает собеседник.
Неподготовленный ребенок, сталкиваясь с большим объемом информации за школьной партой, не усваивает одну тему, вторую, третью… Накапливая «отставания» по программе, формируется огромный пробел, который заставляет его чувствовать себя глупым. Это применимо к любому предмету, но в особенности касается изучения иностранных языков. Ощущение, когда ты ничего не понимаешь в классе, знакомо многим взрослым со школьных времен. Учитель испанского языка Wahpeton High School Лора Ласина по своему опыту работы с учениками отмечает, что овладеть любым иностранным языком невероятно сложно.
«Конечно, это трудно. Особенно, если речь идет о языке, который совсем не связан с родным языком говорящего. Кроме того, если человек начинает изучать язык в раннем, дошкольном периоде, ему легче его освоить. В Соединенных Штатах мы обычно учим иностранные языки в более позднем возрасте, и поэтому ученикам гораздо труднее овладеть языком. Изучение нового языка никогда не бывает легким, но оно определенно стоит потраченных сил», – говорит преподаватель.
Хоть на уроках по английскому ученики и делятся на маленькие группы, школа не может обучить детей на должном уровне. СОРы и СОЧи казахстанцы пытаются выполнять всей семьей, а зачастую обращаются к репетиторам с просьбами «помогите», «объясните».
Отставание в школьной программе влияет на успеваемость, отчего родители начинают бить тревогу, раскошеливаются, и отдают ребенка на дополнительные занятия по английскому языку. Их основное преимущество это все-таки индивидуальный подход – то, что редко встретишь в школе.
«Бывает, что ученик из средней школы приходит ко мне на дополнительные занятия, я даю ему выполнить маленькое задание, с которым он справляется на «ура» и чувствует свой успех. В следующий раз он выполняет задание посложнее и снова радуется своей победе. То есть он не чувствует себя тупым. Когда ученик попадает в это состояние, он автоматически начинает избегать предмет. Если ситуация выравнивается, ребенок начинает все понимать, без сторонней помощи выполняет СОРы и СОЧи, появляется мотивация», – говорит Данияр Айбеков.
Даже несмотря на текущее положение дел, в целом, уровень владения английским языком заметно повышается. Хорошим подспорьем является информативная оценка в школе, которая не отбивает желание учиться и увлекательные, запоминающиеся занятия (та самая мотивация, о которой мы говорили в начале). Этого может быть достаточно на начальном этапе, но основное – это личное желание человека и непрерывная самостоятельная работа. Сегодня сам язык идет навстречу обучающимся. За последние годы он настолько упростился, что становится все легче и легче им овладевать. Достаточно простого примера: исчезло слово shell, теперь мы используем только will, что уже позволяет держать в голове гораздо меньше информации.
«Уровень знаний ученика во многом зависит от него самого. Даже при самом лучшем преподавании, если не заниматься вне класса, а также не искать возможности практиковать язык с носителями, он не улучшит свой уровень владения языком. Идеальный учитель, на мой взгляд, будет лишь прививать студентам страсть к изучению нового языка», – поделилась наблюдениями Лора Ласина.
Главные составляющие успеха при изучении – это выбор по интересам, так считает Данияр Айбеков.
«Когда выучить язык – прихоть и желание родителей, по ребенку это сразу видно. Мотивация ученика – это его интерес. Каждого цепляет что-то свое: чтение «Гарри Поттера» в оригинале, просмотр видеороликов на YouTube, любимых сериалов. Даже Instagram и TikTok позволяют слушать и воспринимать то, что им интересно, в том числе на английском языке. Когда у ученика есть желание, в изучении он двигается как ракета», – подытожил собеседник.
Получается, что «если сильно захотеть, можно в космос полететь». Или в другую страну по обмену. Уровень владения английским, а также, зачастую, и способность к изучению других иностранных языков таких учеников, действительно, высоки, что не остается незамеченным зарубежными педагогами.
«За последние 20 лет можно заметить огромное улучшение уровня знаний учеников по обмену. Сейчас в моем классе только одна казахстанская студентка, и ее способность говорить на английском языке равна или даже выше, чем у сверстников из других стран. В целом, исходя из своего опыта могу сказать, что приезжающие в США казахстанские ученики по обмену очень мотивированы и стремятся к изучению новых языков. Я также замечаю высокий уровень энтузиазма в изучении именно испанского языка», – поделилась профессор из США.
В совершенстве владеющие языком международного общения казахстанцы, тем более повидавшие мир, зачастую преследуют цель уехать учиться и работать за рубеж. Государство не всегда может удержать грамотных специалистов, происходит та самая «утечка мозгов». Интеллектуалы, большие умы и таланты, те, кто может качественно заменить взрослое поколение – стремятся уехать. Причина тоже в отсутствии мотивации остаться и смутные перспективы. Студентам многих зарубежных вузов снизили пороговый уровень IELTS для поступления, обещают и работу, и жилье, и полный соцпакет.
Английский язык, конечно, открывает мир, но неплохо было бы и Казахстан открывать для других, ставить страну в пример благодаря развитию, большим возможностям и местным, грамотным специалистам во всех областях.