$ 511.22  540.05  4.73
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
20.04.2022, 11:18
Авторы

Взращиваем поколение эко-френдли

Бережное отношение к природе: как достучаться до детей?

Взращиваем поколение эко-френдли

Несколько лет назад тенденция экологической осознанности быстро стала популярной и набрала обороты. И уже сегодня «зеленым» инициативам в Казахстане уделяется максимально повышенное внимание. Многие из них смело воплощаются в реальность, приобщая к экологичности с малых лет. Так, на базе 16-ти алматинских школ установили теплицы, где ученики знакомятся с увлекательным миром флоры и учатся бережно относиться к природе. Скоро «зеленых» школ станет еще больше: проект планируют запустить в Нур-Султане и Шымкенте, передает Azattyq Rýhy.  

Подобные инициативы уже внедрены во многих странах мира, таких как Япония и Германия. А в прошлом похожие теплицы были и в советских школах. 

Здесь школьники под руководством педагогов выращивают овощи, ягоды и зелень. С точки зрения материального обеспечения в теплицах все продумано: прочный каркас из оцинкованной стали, покрытие из поликарбоната, современные системы капельного орошения, отопления и освещения. Благодаря специальным технологиям замерзнуть выращиваемые культуры зимой не смогут. Учтен также момент поддержания биосинтеза и улучшения роста растений – для этого есть фитоленты.  

Для того, чтобы эко-факультатив имел высокую эффективность, школьников обеспечили учебными пособиями с описанием всего цикла жизни растений – от подготовки почвы до сбора урожая. Ответственные учителя выбранных школ прошли обучение у практикующих фермеров и теперь передают знания ученикам. А для обслуживания теплиц привлечены консультанты, которые следят за работоспособностью всех систем и контролируют соблюдение графика посадок. 

«Человек связан с окружающим миром. Это необходимо донести до всех. Детей нужно учить заботиться о природе с раннего возраста.  Важно достучаться до каждого и объяснить, что природа – это наш общий дом, где надо наводить порядок и соблюдать чистоту как в своем доме», – говорит кандидат биологических наук, агроном-координатор проекта Макпал Тауасарова. 

Так как предмет проводится в качестве факультатива, среди учеников провели отбор: теплицу посещают только те, кому это интересно – никакой «обязаловки». Учащиеся 5-6 классов вне зависимости от пола проявляют одинаковую заинтересованность к проекту. С возрастом, в 8-9 классах, уже заметны различия: на занятие приходят в основном девочки. 

«Есть еще один нюанс. Я, как координатор, взаимодействую с учителями, а они непосредственно с учениками. И здесь помимо квалификации и опыта, конечно же, важна заинтересованность самого педагога, что во многом влияет на качество занятий в теплице. Некоторые учителя в силу загруженности уроками и другими административными обязательствами (классное руководство, отчеты, СОРы и СОЧи, олимпиады, личные дела) не всегда успевают выполнять свои функции в самой теплице. Конечно же, они это делают, но не так, как хотелось бы», – рассказывает Макпал Тауасарова.

В целом, координатор отмечает, что ученики стали более эмпатичными, внимательными к окружающей среде. Проявился повышенный интерес к биологии и химии. 

Практикующий психолог Инна Снегирева считает, что подобный опыт будет формировать у детей такие качества, как ответственность, заботу, бережливость, нацеленность на результат, понимание системности процессов. 

«В век, когда виртуальная жизнь и онлайн-общение занимают значительную часть времени людей, особенно ценным являются виды деятельности, в которых предполагается забота о природе, уход за растениями и животными. По этой причине вовлечение детей в проект исключает риск чрезмерного использования гаджетов. Таким образом разгружается их мозг, исключается риск перенапряжения, что обычно приводит к плохому самочувствию, высокой утомляемости и раздражительности. Созидая доброту, дети становятся счастливыми и свободными. Помимо этого, во время пребывания в теплицах, более крепкими становятся и их коммуникации. Занимаясь общим делом, дети учатся бескорыстно и чисто дружить», – отмечает психолог.

По мнению эколога, члена Ассоциации практикующих экологов РК Асем Тагиберген, данный проект нужно вводить во всех школах Казахстана и на уровне дошкольных учреждений. Так как во время практических занятий, непосредственно взаимодействуя с природой, дети начинают осознавать себя ее частью. 

«Экологическая грамотность и ответственное отношение к природе всегда начинается с практики. В теплицах у детей просыпается любовь к земле, труду, закрепляются знания по естественным наукам. В целом, считаю, что в формировании эко-осознанности школа должна занимать самую активную позицию. Я знаю, что сейчас в средних школах проводят тематические классные часы и внедряют специальные видеокурсы, в целях формирования эко-культуры у молодежи. Но этого мало. Такой предмет как «Экология» должен быть обязательным во всех казахстанских школах», – считает эколог. 

Асем Тагиберген уверена, что у каждого взрослого путь к экологическому сознанию свой, индивидуальный. Но если мы хотим получить серьезно настроенную, бережливую нацию, то формировать эко-привычки нужно с детства. 

«Мы же учим детей чистить зубы, заправлять постель. По такому же принципу надо учить экономить воду, не рвать ветки деревьев, не загрязнять улицы, сажать деревья и цветы, бережно относится к еде, сортировать мусор. Сам по себе ребенок, пока родители, воспитатели и учителя не объяснят и не покажут, вряд ли догадается, как осознанно подойти к этой теме», – говорит собеседница.

Эксперты сошлись во мнении, что добрые и конструктивные разъяснения должны стать частью воспитания детей. 

«В условиях городской жизни не в каждой семье могут быть созданы условия для разведения растений или проживания в доме животных. Но это никоим образом не должно препятствовать формированию любви ко всему живому», – подчеркнула психолог. 

В приобщении детей к эко-осознанности также нужно помнить о силе преемственности. То есть, помимо домашнего примера к формированию бережного отношения к природе, нужно подключаться воспитателю детского сада. Дошкольное обучение должна подхватывать школа, а потом – вуз. Но, к сожалению, на данный момент такая четкая линия еще не выработана, и ее создание – задача на ближайшее будущее. 

«Нам сегодня крайне необходима эко-осознанность. Развитие человеческой цивилизации находится сейчас на таком этапе, что если не ввести это понятие в умы масс, то мы, люди, уничтожим сами себя», – подытожила эколог.  

Новости партнеров