Дружба государств – концентрированное выражение их экономических интересов
Обзор внешней политики Казахстана
Без конкуренции нет развития, а без сотрудничества – мира. По мнению Елбасы, человечеству необходима целостная система интеграционных структур, которые должны эффективно решать задачи безопасности от глобального до субрегиональных уровней.
Содружество независимых государств или СНГ сегодня воспринимается больше как символическое напоминание о бывшем Союзе. Смысл его создания можно точно передать словами Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
СНГ – рожденное революцией
Напомним, что СНГ формально «рожден» в декабре 1991 года в Беловежской пуще, где на «тайной вечере» руководители Беларуси, России и Украины подписали Соглашение о его создании. Главной целью «славянской тройки», как признали позже инициаторы его создания, было разрушение СССР. Тогда на пике демократических настроений казалось, что достаточно просто разрушить «империю зла» – СССР, остальное приложится.
И в этой ситуации Нурсултан Назарбаев показал себя как политик глобального масштаба. Он убеждал своих коллег, что мгновенная дезинтеграция единого целого грозит новым государствам потрясениями. Прежде всего, это разрушение единого хозяйственного механизма, сложившихся производственных цепочек и, как следствие, безработица и резкое ухудшение уровня жизни населения. И на этом остром социальном фоне усугубятся неизбежные взаимные территориальные претензии, пограничные конфликты и т.д. И, конечно, многие постсоветские государства окажутся один на один с могущественным соседом – Китаем, с его давними территориальными спорами с Союзом.
Главная заслуга Елбасы, как отмечают эксперты, в том, что он уговорил все страны кроме Балтии объединиться в рамках СНГ, но уже на принципиально новых условиях – без «старших и младших».
Поэтому датой фактического создания нового союза считается 21 декабря 1991 года, когда в Алма-Ате главы 11 суверенных государств (за исключением Грузии) по инициативе Первого Президента РК подписали Протокол к указанному Соглашению. Была принята Алма-Атинская Декларация, гарантировавшая выполнение международных обязательств бывшего СССР и сотрудничество в различных областях внешней и внутренней политики.
Туркменистан сегодня ассоциированный член СНГ. Страны союза являются самостоятельными субъектами международного права. Каждый имеет право выборочного участия в различных сферах многостороннего взаимодействия. При этом, решения органов СНГ имеют силу только для тех членов, которые участвовали в их принятии.
В Содружестве созданы работающие механизмы совместной борьбы с преступностью, терроризмом и экстремизмом, наркобизнесом, незаконной миграцией и торговлей людьми.
Важным для дальнейшей судьбы альянса является реализация инициатив, предложенных Президентом РК в 2015 году в ходе Бурабайского саммита СНГ. В результате проведена оптимизация отдельных органов и структур СНГ, запущен процесс конкурсного отбора сотрудников. С сентября 2017 года Экономический Суд СНГ перешел в новый формат работы ad hoc («специально для этого», лат.). В настоящее время ведется работа над Концепцией дальнейшего развития СНГ.
Как считает независимый эксперт Алия Темирова, бесспорная положительная историческая роль СНГ состоит в том, что оно позволило избежать серьезных межгосударственных конфликтов в 90-ые годы на территории бывшего СССР, позволило создать новую кооперацию, более мягко перейти к совместной интеграции в мировое сообщество. Причем потенциал развития Содружества не исчерпан.
ЕАЭС – все, кроме политики
Любая интеграция для Казахстана – это инструмент достижения своих экономических целей. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – один из главных. Сверхзадачей членства РК в этом альянсе, идея создания которого также принадлежит Нурсултану Назарбаеву, является переход к производству продукции с высокой добавленной стоимостью.
Не секрет, что никто не ждет наши страны в качестве новых конкурентов, мировым лидерам СНГ привлекателен как поставщик сырья и большой рынок сбыта.
По задумке ЕАЭС должен был позволить Казахстану, имеющему особое геополитическое расположение, наращивать темпы роста промышленности на основе взаимовыгодной кооперации. Исходные возможности в 2014 году позволяли на это надеяться – объем общего рынка стран Таможенного союза, предтече ЕАЭС, составлял $2 трлн, человеческие ресурсы – 168 млн человек.
Главное в договоре о создании ЕАЭС для РК – любое решение может быть принято только при полном консенсусе среди ее участников. В этом альянсе общими являются только экономические интересы, причем, с некоторыми изъятиями.
Плюс по своей воле члены активно сотрудничают в сферах образования, науки, инноваций, здравоохранения и т.д.
На недопустимости политизации альянса настоял именно Елбасы. Показателен пример с Арменией – на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) в Астане 29 мая 2014 года Нурсултан Назарбаев четко выразил позицию РК – принять эту страну в альянс возможно только в ее международно-признанных границах. Точно так же были отвергнуты попытки квазигосударств ЛНР и ДНР войти в ЕАЭС.
При обсуждении этой идеи, ряд крупнейших мировых компаний выразил желание открыть в РК новые производства, поскольку для них открывался огромный беспошлинный рынок ЕАЭС и СНГ. В частности, к 2017 году объем производства нашего автопрома должен был превысить 300 000 автомобилей в год. Была оговорено с Россией, что продукция нашего автопрома пойдет в основном (до 70%) на рынки Сибири и Дальнего Востока.
Но, затем произошел ряд негативных событий – ситуация в Крыму, «гибридная война» в Донбассе, введение санкций Запада против РФ, резкое падение цен на углеводороды. Все эти объективные причины не позволили пока в достаточной мере реализовать потенциал развития экономического союза.
Тем не менее, членство в ЕАЭС для РК имело положительные результаты. Стоит отметить, что позиции РК в мировых рейтингах по важным экономическим показателям в целом выше чем по ЕАЭС. А по некоторым – на десятки пунктов. Так, ЕАЭС в международных рейтингах по состоянию на декабрь 2020 года: инклюзивность экономики – 19 (РК – 15 место), ведение бизнеса – 26 (РК – 25), электронное правительство – 36 (РК – 29 место).
В настоящее время на экономику стран ЕАЭС, как и на мир в целом, сильное негативное влияние оказывает пандемия COVID-19 — объем внешней торговли альянса по итогам 2020 года сократился на 16,5%, внутренней торговли – на 11,5%. По данным ЕЭК, восстановление показателей до докризисного уровня займет пару лет.
Резюмируя можно сказать, что членство Казахстана в ЕАЭС за минувшие годы дало больше плюсов, в частности, оно способствовало увеличению доли обрабатывающей промышленности.
Азиатское ОБСЕ
Одной из первых глобальных инициатив Казахстана стала идея Нурсултана Назарбаева о созыве СВМДА (Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии) как континентальной структуры безопасности, высказанной им в октябре 1992 года с трибуны Генассамблеи ООН.
Какие же цели преследовал Елбасы? Если СНГ обеспечивало безопасность и развитие нашей страны в рамках бывшего Союза, то СВМДА призвана была обеспечить мир и сотрудничество на целом континенте. Азия с точки зрения рисков в 1992 году – это половина населения планеты, три страны, обладающие ядерным оружием, две из которых – Индия и Пакистан – находились в состоянии «холодной войны», прерываемой пограничными конфликтами с участием армий. Плюс перманентно воюющий главный поставщик опиоидов на планете – Афганистан.
Сегодня, в ретроспективе можно сказать, что эта идея Елбасы оказалась плодотворной. Деятельность СВМДА прежде всего сводилась к профилактике возникновения «горячих точек».
Политика СВМДА основана на принципах верховенства права, невмешательства во внутренние дела государств-участниц, их экономического и культурного сотрудничества. Первый саммит Организации состоялся в июне 2002 года.
Как будто бы ничего принципиально нового в подходах нет. Но следование этим принципам дало свои плоды. В этом огромном и проблемном регионе с 2002 года не было крупномасштабного военного конфликта, не считая вторжения США и НАТО в Афганистан. Но это уже другая история, связанная с антитеррористической борьбой.
Кстати, ни в одном из других регионов мира подобный механизм еще не сформирован. К примеру, Ближний восток с 1991 года пережил несколько войн, и до сих пор полыхает гражданская война в Сирии, Ливии и Ираке. Отчасти потому, что региональные проблемы там решались топорными, силовыми методами как со стороны региональных игроков, так и стран Запада, разрушив сложившийся баланс сил.
На этом фоне в данном регионе возникло «Исламское государство» (ИГ) – самая опасная и многочисленная террористическая организация в истории, запрещенная на территории Казахстана и ряда других стран.
Сегодня СВМДА включает 27 государств-членов, среди наблюдателей США и Япония, а также пять международных организаций, включая Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и ООН.
Любой международный альянс должен развиваться, иначе он неизбежно превратится в декоративную систему. Большинство экспертов считает, что Совещание нуждается прежде всего в укреплении организационной структуры.
С трибуны пятого саммита в Душанбе Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев рассказал о казахстанском видении развития Организации – необходимости выстроить под эгидой СВМДА полноценную систему коллективной безопасности, способную осуществлять международную медиацию.
За основу предлагается взять принятый ООН Кодекс поведения по достижению мира, свободного от терроризма. Президент Казахстана также предложил создать специальный фонд для финансирования проектов и программ форума. Роль РК как инициатора создания этой организации по-прежнему существенна. В сентябре 2020 года наша республика избрана председателем альянса на два года.
ШОС и соседи, дарованные богом
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – еще один пример успешной интеграции стран с различным удельным весом в мировой политике и экономике. Как и во всех организациях, где принимает участие РК, главный принцип принятия решений – консенсус.
Хартия союза вступила в силу 19 сентября 2003 год, члены альянса ‒ Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Пакистан, Индия.
ШОС представляет собой открытую Организацию, куда в частности, входят два постоянных члена Совбеза ООН и два ядерных государства (Китай и Россия).
Для ШОС приоритетным вопросом является борьба с терроризмом, экстремизмом, и сепаратизмом — так называемых - «трех зол».
Очевидно, что зоны ответственности СВМДА и ШОС во многом пересекаются.
Ближайшие соседи – страны Центральной Азии – во внешнеполитической стратегии Казахстана традиционно являются одними из приоритетных. Нас объединяют такие естественные интеграционные факторы как общее водопользование, энергетика, транспортно-коммуникационная сфера.
Еще в середине 90-ых у нас был шанс создать работающий политико-экономический альянс – к этому призывал Нурсултан Назарбаев. В январе 1994 года президентами Казахстана и Узбекистана был подписан Договор о создании единого экономического пространства (ЕЭП), к которому позже присоединились Кыргызстан и Таджикистан.
Проект предусматривал свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и согласованную бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и валютную политику государств-участников. Экономические идеи ЕЭП были реализованы позже в рамках ЕАЭС.
К сожалению, по ряду причин, большинство интеграционных целей в регионе Центральной Азии достичь не удалось. Тем не менее, идея регионального союза все еще актуальна. В идеале это мог бы быть аналог Евросоюза.
Еще одно важное обстоятельство – любая мировая держава стремится доминировать в ЦА, чрезвычайно богатом природными ресурсами. Поэтому только полноценная политическая и экономическая интеграция соседних стран является главным условием процветания этого региона.
Марк СЕВЕРЯНИН