Взгляд на кыргызско-таджикский конфликт через призму интересов всего региона
Откуда тянутся истоки недавнего приграничного конфликта? Каким образом Казахстану удалось избежать подобных проблем? Обозреватель Azattyq Rýhy Марк Северянин искал ответы.
Хочешь мира – договорись о границах
Страна без признанных мировым сообществом государственных границ, все равно что дом без стен. Первой задачей для любого нового государства является юридическое оформление госграниц и их международное признание. Это атрибут независимости и главное условие мирного сосуществования с соседями.
Яркий тому пример – недавний пограничный конфликт между Таджикистаном и Кыргызстаном, пожалуй, самый серьезный за всю постсоветскую историю Средней Азии.
Напомним, конфликт начался 28 апреля в районе пункта распределения воды «Головной». Позже он разросся до использования армейских подразделений и тяжелой техники. Были нанесены удары по ряду приграничных сел Баткенской области. Также обстреляны пять кыргызстанских погранзастав. По данным Минздрава КР, в ходе конфликтов погибли 34, в том числе дети, пострадали 183 граждан.
Генпрокуратура Кыргызстана оценила действия Таджикистана как военное вторжение. Президент Садыр Жапаров своим указом 1-2 мая 2021 года объявил днями национального траура в стране.
Глава КР в воскресенье, 2 мая, предложил Таджикистану создать «комиссию по поддержанию мира» для предотвращения новых конфликтов на границе. По его мнению, эта комиссия должна будет состоять из старейшин обеих стран, проживающих в соседних или смешанных селах.
Жапаров подчеркнул, что никогда не позволит армии своей страны «вторгнуться в села соседнего государства, атаковать мирных жителей и разрушить их дома».
В столкновениях между кыргызскими и таджикскими пограничниками погибли, по неподтвержденным данным, более 50 человек с обеих сторон, более 300 пострадали.
Таджикистан пока официально не сообщил о пострадавших и скончавшихся, но, по данным СМИ этой страны, погибли более 15 человек, пострадали более 100 граждан.
Окончательно о перемирии и отводе войск стороны договорились только вечером 1 мая.
Границы дозволенного
Причина конфликта в целом известна хорошо – в советское время границы союзных республик были условными, а после распада СССР в 1991 году между ними образовались спорные территории – анклавы и эксклавы (анклав – территория, со всех сторон окруженная территорией другого государства, как, например, Ватикан в Италии; эксклав – часть государства, не имеющая с ним прямого сообщения. Например, российский Калининград.
В нашем засушливом регионе не менее важна принадлежность водно-энергетических объектов, ранее де-факто находившихся в общесоюзной собственности. В данной ситуации оба этих фактора являются детонаторами.
Кроме того, здесь могут быть скрытые причины нагнетания напряженности, считает один из лучших международных экспертов по Центральной Азии Аркадий Дубнов.
В интервью «Новой газете» он заявил, что нынешний конфликт оказался таким «острым, поскольку пришедшее к власти новое руководство Кыргызстана начало очень интенсивно готовить попытки к окончательному урегулированию пограничных конфликтов сначала с Узбекистаном, а теперь с Таджикистаном».
Эксперт отмечает, что «позиция таджикского руководства изначально была крайне резкой: ни пяди таджикской земли Кыргызстану отдано не будет, никакого обмена земли территориями не будет».
По его информации, «на местах» есть гипотеза, согласно которой это была заранее подготовленная операция с таджикской стороны. Провокация была намеренно разыграна с целью «пробить» дорогу от Таджикистана до анклава Ворух». В таком случае анклавом уже становится Лейлекский район (самый западный район Кыргызстана).
«Тогда, кстати, становится понятно, почему так быстро оказалось тяжелое вооружение (Таджикистана) вблизи границы с Кыргызстаном и почему были нанесены удары по погранзаставам. Кроме того, логично, что таджикское руководство может устроить такую маленькую победоносную войну для поднятия престижа стареющего Рахмона. Удобно объединить вокруг себя нацию перед общим «внешним врагом», - предполагает эксперт.
Стоит отметить, что в этой ситуации весьма бледно выглядела Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Ее генсек лишь заявил, что «в ОДКБ подробно, внимательно следят и изучают ситуацию на таджикско-кыргызской границе». Между тем военный конфликт между «братьями по оружию» длился трое суток.
По иронии судьбы, как раз в эти дни в Душанбе заседал Комитет секретарей советов безопасности членов ОДКБ, куда входят и конфликтующие стороны. Двумя днями ранее, 27 апреля, там же состоялось заседание Совета министров обороны стран ОДКБ. В ОДКБ, напомним, входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.
Эксперты и СМИ также отмечают, что реакция Москвы на развитие конфликта была вялой. Аркадий Дубнов объясняет это тем, что Москве сейчас важнее хорошие отношения с Душанбе в силу перспектив, связанных с выводом войск США и НАТО из Афганистана, и возможного возвращения американцев в соседние республики.
«Никакой войны, которая была в Карабахе, здесь не будет: стороны будут решать свои тактические задачи. Это политическое соревнование, а те, кто говорит, что возможна война, просто не знают, что такое война в Центральной Азии», - резюмирует эксперт.
Во всей этой печальной истории есть пока лишь одно хорошее следствие – Кыргызстан и Таджикистан договорились до 9 мая описать 112 километров границ. Об этом в селе Максат заявил председатель Госкомитета национальной безопасности КР Камчыбек Ташиев.
Компромисс – путь к дружбе
В этом смысле показателен пример решения проблемы государственных границ Казахстаном. Общая их протяженность около 15 тысяч километров. Как известно, в составе СССР между советскими республиками не было признанных ООН государственных границ. С обретением независимости Казахстан сразу приступил к многосторонним переговорам с Россией, КНР, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном.
13 января 1993 года был подписан Закон «О Государственной границе Республики Казахстан».
26 апреля 1994 года является исторической вехой – в этот день было подписано соглашение о государственной границе между Казахстаном и КНР. Путь к нему был непростым, тем более учитывая пограничный конфликт между СССР и Китаем в 80-ые годы близ озера Жаланашколь как раз из-за спорных участков границы.
Первый министр иностранных дел РК Толеутай Сулейменов вспоминает, что была создана объединенная комиссия по определению госграниц между этими странами.
По словам министра, эта работа требовала постоянного поиска разумных компромиссов. Как мы знаем из мировой практики, неконструктивная позиция в этом вопросе приводит к тому, что страны находятся в конфликтном состоянии десятилетиями из-за небольших, ничего не решавших участков территории.
Предыстория вопроса. В советское время вплоть до конца 1991 года переговоры с КНР проводила правительственная делегация СССР, в состав которой входили представители союзных республик, граничащих с этой страной. А после распада СССР, 8 сентября 1992 было подписано соглашение о создании Объединенной делегации правительств новых республик для проведения переговорного процесса с Китаем.
Исключительно важный момент – отправной точкой начала переговоров было принятие сторонами 8 договоров и протоколов, заключенных между Российской Империей и Китаем еще в XIX веке. Без этого могли возникнуть сложности вплоть до территориальных притязаний со стороны КНР.
В то же время, Казахстан имел право проводить переговоры и консультации с китайской стороной на двусторонней основе.
В октябре 1993 года в Пекине была подписана совместная Декларация об основах дружественных взаимоотношений между РК И КНР. Демаркация границ полностью завершилась только в 2002 году. Общая протяженность демаркированной казахстанско-китайской государственной границы составила около 1 783 км
Как пояснил первый глава МИД РК, «абсолютного суверенитета не существует, заключая договор с какой-либо страной, мы обязуемся передать часть своего суверенитета, получая взамен адекватную долю независимости сопредельного государства. Иного не дано. В противном случае – сложности, проблемы в отношениях с соседями».
По мнению международных экспертов, Казахстану благодаря гибкой политике в результате компромиссных соглашений с соседними странами, удалось добиться максимального результата. Прежде всего, это касается границ с КНР, где подавляющая часть спорных территорий (до 90%) осталась за Казахстаном.
Напомним, что Казахстан также гибко поступил с решением вопроса спорных территорий с Узбекистаном и Кыргызстаном. Руководство РК действовало конструктивно вопреки призывам некоторых горячих голов и политиканов – «не отдадим ни метра земли отцов!».
В этом вопросе необходимо быть реалистами, действуя строго в рамках международного права. Бесконечные споры о праве на определенную территорию в поисках аргументов могут увести в добиблейские времена и приведут не к истине, а к межгосударственному конфликту. И, главное, добрый мир с соседом важнее любого спорного участка.
По данным американского исследователя Дэниела Пайпса, в Африке 20 подобных территориальных споров, в Европе – 19, на Ближнем Востоке – 12, в Латинской Америке – 8.
Между тем Ферганская долина – один из самых густонаселенных регионов мира, где отсутствие четких госграниц между Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном до сих пор омрачают взаимоотношения братских народов.
И еще один важный аспект: внешняя политика – это продолжение внутренней иными средствами. Как известно, Таджикистан пережил кровопролитную гражданскую войну в 90-ых, а в суверенном Кыргызстане произошло три государственных переворота.
«Ковидная революция» 2020 года в КР прошла молниеносно – меньше чем за сутки было свержено правительство и для этого понадобилось всего 5-7 тысяч человек, или около 0.1% населения страны. Чего в избытке в КР так это политических партий: в 2020 году было зарегистрировано 259 партий, и 44 из них приняли участие в последних выборах.
При этом в обоих конфликтующих государствах очень низкий уровень развития экономики.
По мнению Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева, лучший способ стабилизировать Центральную Азию – это развивать внутрирегиональную интеграцию. Только путем интенсивного и взаимовыгодного сотрудничества можно решить насущные социально-экономические проблемы, развязать узел водно-энергетических и иных противоречий. Все это снизит конфликтогенный потенциал нашего региона.
Главным гарантом от революций и смут во все времена является наличие большого числа собственников. В РК за годы независимости вырос серьезный класс собственников – МСБ дает свыше 30% ВВП. Да, конечно, есть борьба элит за доступ к ресурсам, медиа-войны, но все это в цивилизованных рамках. Мы построили сильное, эффективное, социально ориентированное государство. И у Казахстана за все эти годы не было ни одного пограничного конфликта с соседями.
Резюмируя можно сказать, что своевременно проведенная делимитация и демаркация госграниц, на основе взаимных компромиссов – лучший способ жить в мире с соседями.
Ведь спорные территории – это вечный двигатель межгосударственных конфликтов.
Марк СЕВЕРЯНИН