«Казахтелеком» превратился в холдинг по мошенничеству»: казахстанцы массово жалуются на оператора связи
Возмущение клиентов вызывают снижение скорости Интернета, оплата за отключенные услуги и навязывание дорогих тарифов
Карантин, дистанционная работа и учеба только подстегнули работу монополиста-гиганта. За прошлый год, судя по открытым данным, «Казахтелеком» собрал с казахстанцев 520 миллиардов тенге, что на 24% больше предыдущего года. К оплате услуг люди, как признаются они сами, давно относятся как к дани нацоператору, а отключение от Интернета сравнивают с крепостным правом, когда, разорвав договор, все равно приходится платить.
С какими проблемами сталкиваются пользователи и как на них реагируют в компании, в материале Azattyq Rýhy.
«Казахтелеком» давно известен казахстанцам своей монопольной позицией на рынке. Но далеко не каждый знает, кому же он принадлежит. Прибыль от денег казахстанцев, стекающихся в компанию, получает не только государство. По данным с сайта «Казахтелекома» известно, что 51% акций нацоператора принадлежит «Самрук Казыне». В два раза меньше – 24.46% у люксембургской компании Skyline Investment Company S.A. – 24.46%, у Bank of New York Mellon DRS (номинальный держатель) – 9.58%, и прочие акционеры с долей менее 5% – 14.96%. Несмотря на наличие иностранных акционеров, «Казахтелеком» считается национальной компанией.
Ей принадлежит 75% акций Kcell. В 2019 году оператор заключил сделку по выкупу 49% доли Tele2 AB в совместном предприятии, по итогам которой «Казахтелеком» стал владельцем 100% мобильного оператора Алтел/Tele2. Иначе говоря, компания превратилась в гиганта, ворочающего баснословными деньгами. Несколько десятков миллиардов тенге – это всего лишь налоги, которые компания платит в бюджет.
Такие космические суммы при этом, по данным некоторых казахстанцев, никак не улучшают качество Интернета и сотовой связи.
Наглядно работу компании демонстрирует недавний инцидент, когда многократная чемпионка мира по шахматам Динара Садуакасова вынужденно выбыла из международного турнира из-за плохого интернета.
Тогда в «Казахтелекоме» предложили шахматистке организовать для нее «персональную локацию, в которой будут обеспечены все технические требования», на что шахматистка ответила:
«А как быть остальным гражданам Казахстана, тоже организуете им персональные локации? Я не упоминала в своем посте «Казахтелеком», наверняка у комментаторов уже был «прекрасный опыт» общения с компанией», – прокомментировала предложение Динара Садуакасова.
«Прекрасный» опыт общения с компанией у казахстанцев действительно есть, да еще и впечатляющий. Люди со всех уголков страны жалуются на то, что «Казахтелеком» вынуждает абонентов перейти на более дорогие тарифы, навязывают свои услуги бесконечными звонками, заставляют платить за дополнительные услуги, а скорость интернета постоянно падает, когда это так необходимо во время дистанционной работы и учебы.
«Мне звонит оператор из этой прекрасной компании и сообщает, что у меня устарел тарифный план и в связи с этим интернет плохой. Уважаемый «Казахтелеком», вы реально своих потребителей за идиотов держите? Какая связь между тарифным планом и работой интернета? Я сделала вывод, что мне специально ухудшают качество предоставляемых услуг, вынуждая приобрести другой тарифный план», – возмущается одна из клиенток компании Оксана Касымбекова.
«До каких пор будет продолжаться безобразие по предоставлению услуг «Казахтелекома»? Вчера снизилась скорость до 0.80 Мбит/сек. Позвонила в тех поддержку. Сообщили, что выезд монтажной бригады платный. «Казахтелеком» сделал как всегда в одностороннем порядке, без оповещения, выезд монтажной бригады платным даже чтобы перенастроить роутер! Хотя настройка и перенастройка роутера входит в стоимость абонентской платы. Мы не получаем качественной услуги за свои же деньги», – жалуется Анастасия Картаполова.
В куда более печальную ситуацию попал Александр Мистюк. В августе прошлого года мужчина отказался от услуг «Казахтелекома». Он подал заявление, ему пообещали произвести перерасчет и отключить услугу ровно в срок, указанный в заявлении. Однако от услуги его не отключили. Вместо этого каждый месяц нацоператор присылал ему счета с требованием оплаты.
«В сентябре пришел долг. Мысленно списал это на ошибку. В октябре повторилось, сумма долга уже удвоилась. Пришлось обратиться с повторным заявлением. Пообещали разобраться и списать долг. В ноябре долг утроился. В декабре присылают долг в четырехкратном размере и уже с пеней. В январе получил очередную сумму долга. В начале февраля получаю уведомление о моих долгах с требованием погасить долг, в противном случае будет взыскание через суд», – пояснил Александр Мистюк.
Такие несуществующие долги приходят многим пользователям. Люди сравнивают подход оператора с крепостным правом, где пользователи обязаны собирать дань и каждый месяц отдавать ее барину-телекому.
«Я с августа 2020 отключил интернет, все долги закрыл, но каждый месяц мне звонят и требуют закрыть долг, которого нет. Наверное, это никогда не закончится. По жизни буду наверно должен «Казахтелекому». Раньше было крепостное право, а сейчас Казтелекомовское право. Раз попав к ним, просто так не выйдешь, нужно свободу выкупать», – говорит Олег Черных.
«Неужели на этот «Казахтелеком» нет управы? Куда Правительство РК смотрит? «Казахтелеком» превратился в какой-то холдинг по обману, мошенничеству и беспределу! И следуя из этого, для них не существует законодательства. Ау, антикорупционный комитет, вы на проводе?», – негодует Раиса Оспан.
Экономисты причину всех казтелекомовских проблем видят в отсутствии конкуренции – «Beeline» они даже не берут в счет. По их словам, нацкомпания работает под девизом «если люди платят, зачем что-то улучшать?».
«Когда только пошла монополизация рынка, антимонопольный комитет должен был выступить против. Он должен был заставить «Казахтелеком» продать какие-то свои подразделения, в частности, мобильную связь, потому что это точка большой концентрации и отсутствия конкуренции. И теперь даже «Beeline», который догонял «Казахтелеком» и был рыночным игроком, в условиях дуополия перестал бороться за качество и у них тоже начались проблемы с качеством услуг. Системная проблема в дуополии – два больших игрока не дают качество. Надо развивать конкуренцию, пригласить инвесторов, создать рынок», – утверждает экономист Асет Наурызбаев.
Единственный способ исправить ситуацию – разгосударствление и внедрение конкуренции. Иначе монопольная позиция нацоператора будет постоянно приводить к удорожанию тарифов, считают эксперты.
«У нас в мобильной связи постоянно снижалась стоимость, потому что была сильная конкуренция. Как только рынок консолидировался, у нас снижение стоимости услуг прекратилось. Последние два года цены, наоборот, только растут. Рынок мобильной связи тоже будет сейчас тормозить. Качество улучшаться не будет, а стоимость будет расти. Везде, где есть доминирующий игрок, на рынке не будет инноваций и будет расти стоимость», – говорит экономист Мурат Кастаев.
И неплохо было бы изменить законодательство, которое разрешает компании постоянно приобретать активы. Кстати, поглощать конкурентов и расширяться «Казахтелекому» могли разрешить из-за IPO, ведь в таком случае растет стоимость самой компании и цены размещения акций. Вот только как компанию, которая вызывает у некоторых лишь негатив и разочарование, выпускать на IPO? Зарубежным инвесторам, думается, интересно было бы узнать обратную сторону национального оператора.
В самом «Казахтелекоме», куда обратился корреспондент AR, так и не предоставили ответов на возмущения казахстанцев, хотя пообещали сделать это оперативно.
Амир СМАГУЛОВ