«Биртанов знал о происходящем»: эксперты – о возможном участии экс-министра в хищениях

Автор: Сейтказин Ардак

Возможно ли, что бывший вице-министр Олжас Абишев, подозреваемый в растрате полумиллиарда, действовал в одиночку? 

Фотоколлаж: azattyq-ruhy.kz; фото Асета Кундакбаева, time.kz

Многомиллионными хищениями казахстанцев не удивить. Вскоре, вполне возможно, вместо сумм (миллиард туда, миллиард сюда) нам будут сообщать о взятках тоннами. Мол, такой-то министр украл 10 тонн тенге. Либо долларов, если речь идет об инвестиционно ориентированном чиновнике, передает Аzattyq Rýhy.  

Дело Олжаса Абишева в общем коррупционном ряду (вина бывшего экс-министра еще не доказана) выбивается по нескольким причинам. Из очевидного: статус чиновника и сумма в полмиллиарда. Но еще страшнее то, что казахстанцев, судя по всему, лишили инструмента, который мог значительно облегчить жизнь во время пандемии. Воровской удар пришелся по жизненно важному.

Олжаса Абишева подозревают в том, что он то ли по доброте душевной, то ли по невнимательности (что называется, махнул не глядя), а может быть, и из корыстных целей подписал акт выполненных работ по созданию информационной системы. Самой системы при этом не было и в помине.

«На сегодня информационная система, которую он принимал в эксплуатацию, фактически не функционирует, не работает. Соответственно, бюджету нанесен ущерб в этом размере (500 млн тенге – AR)», – сообщил председатель Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов РК Жанат Элиманов.

Любопытно, что это за информационная система за полмиллиарда? С этим вопросом нам помог разобраться руководитель IT-компании MedElement Виталий Ермоленко. Он утверждает, что речь идет о создании электронных паспортов здоровья, то есть единой государственной базе данных, централизованном сервере, где должны были храниться медицинские истории всех казахстанцев.    

«Речь идет о проекте, который называется «платформа интероперабельности». Это основа паспортов здоровья, которые должны были запуститься в 2017 году. Контракт на поставку этой платформы был заключен в декабре 2015 года с хорватской компанией Ericsson Nikola Tesla на сумму около 18 миллионов долларов. В течение года, то есть в 2016 году, они должны были реализовать проект, и в 2017 году должна была запуститься сама платформа, на которой были бы размещены электронные паспорта здоровья. Но в 2017 году эта платформа не запустилась, и в 2018 году она тоже не запустилась.

В 2019 году в СМИ прошла новость, что теперь на eGov доступен электронный паспорт здоровья, что каждый казахстанец через eGov или мобильное приложение может получить доступ к паспорту здоровья и так далее. Но это была дезинформация! Потому что за интеграцию между eGov и паспортом здоровья хорватской системы была выдана интеграция eGov со старыми порталами Минздрава, которым уже по 10 лет. Соответственно, сама хорватская платформа так и не запустилась даже в 2020 году. И только в июне этого года Олжас Абишев подписал план запуска этой платформы. План предусматривает поэтапный запуск в 2020-2021 годах. Причем на первом этапе обозначены только такие шаги, как утверждение плана запуска платформы и утверждение плана интеграции. То есть фактически «конь там еще не валялся» и система не работала ни одного дня для населения. Почему они ее подписали и приняли, я не знаю!» – утверждает Виталий Ермоленко.

Еще раз подчеркнем: указанная экспертом платформа должна была запуститься еще в 2017 году! Где были проверяющие органы все три года? Куда смотрела Антикоррупционная служба?

Мы часто рассуждаем об идеальном Казахстане без коррупции. Представьте и на этот раз, что данную информсистему запустили бы вовремя – насколько бы облегчилась жизнь казахстанцев во время карантина? Какие бы возможности открылись в телемедицине? Вспомните, больницы были переполнены, аптеки – пустые.

Врачи могли удаленно консультировать пациентов, подробно изучив всю историю – в электронном формате. Быть может, нюансы этой системы заключаются в другом, я не являюсь специалистом в области медицины (мнение эксперта представлено в конце материала). Но в моем обывательском понимании все выглядит именно так – нас лишили здоровья в разгар пандемии!

«Если система не работает, а за нее заплатили огромнейшие деньги, то зачем подписывать акты? Я же должен понимать, что, подписав акт, я не смогу потом потребовать с этого поставщика что-то исправить или доделать свою работу. Я вижу только два варианта, которые могли подтолкнуть к такому решению: сокрытие ошибок или коррупционная составляющая», – считает Виталий Ермоленко.

Возникает еще один вопрос: неужели для проектов, на которые тратились сотни миллионов бюджетных денег, было достаточно одной подписи Олжаса Абишева?

Здесь позволю себе отступление. 37-летний Олжас Абишев в свое время получил хорошее образование – помимо казахстанских вузов окончил Андонгский национальный университет в Южной Корее. Именно он на протяжении пяти лет курировал и принимал участие в развитии «умной» медицины. Сначала в должности замдиректора и главы Республиканского центра электронного здравоохранения, затем уже в статусе вице-министра. Этот высокий пост он занял в июне 2018 года.

Тогда ведомством руководил Елжан Биртанов. Он, напомню, тоже сначала был вице-министром (11.2015-24.01.2017), затем 25 января 2017 года встал у руля казахстанского здравоохранения. На этом посту, как известно, он продержался без малого 3,5 года. Своих заместителей, надо полагать, отбирал лично.

Теперь вернемся к вопросу о полномочиях Олжаса Абишева.

«Чтобы подписать такие документы, естественно, ставится не одна подпись. Это не контракт на тысячу долларов, а договор на 18 миллионов долларов. Это невероятно огромнейшие деньги, причем я хочу сказать как человек, который больше 10 лет работает в сфере IT-медицины, что эта сумма завышена как минимум в 10-15 раз того, что стоят эти платформы. Мы и сами предлагали как казахстанская компания платформу, которая по цене дешевле в 15 раз! Цена абсолютно неадекватная.

Во-вторых, приемка таких систем, безусловно, осуществляется группой лиц, то есть не один Абишев подписывал документы. Но думаю, что компетентные органы в этом разберутся. А знал ли об этом бывший министр здравоохранения? Я думаю, что знал. Потому что мы лично писали открытые письма», – уверяет Виталий Ермоленко.

Все всё знали. Круговая порука. 500 млн испарились, ушли в неизвестном пока что направлении. Быть может, уютно расположились где-нибудь в Швейцарии либо в Гватемале (некоторые наши чины с удовольствием открывают для себя экзотические финансовые центры).

Член Общественного совета Алматы Нурлан Жазылбеков выражает надежду на то, что тщательное расследование расставит все по местам. В том числе, по местам не столь отдаленным.

«Я думаю, что там замешан не один вице-министр. Не только он единственный подписал документы. Он был ответственным, но наверняка участников там много. Скорее всего, там люди замешаны и на уровне министра, и на уровне департаментов.

Если брать информационные системы –  что в системе образования, что в системе здравоохранения – сколько было проведено презентаций, сколько было выделено бюджетных средств на это? Их презентовали на уровне Правительства, в Парламенте. Все, как на картинке, все работало, а пандемия показала, что все это оказалось формальностью и работало только на бумаге! Сейчас правильно поднимают вопрос о возвращении антикоррупционной экспертизы в нормативных правовых актах. Нужен общественный контроль не только для министерств, но и для квазигосударственных компаний. Может, только это спасет от коррупционных рисков некоторых чиновников. Их же ловят и сажают, но…», – печально констатирует Нурлан Жазылбеков.

Кстати, в рамках этого уголовного дела проверяются и другие факты расходования бюджетных тенге в Минздраве. Значит ли это, что впереди нас ждут новые «посадки»?

В завершение Виталий Ермоленко, глава IT-компании, подробнее проанализирует, чего на самом деле лишили казахстанцев, угробив работу по созданию информационной системы. Прочтите, пожалуйста, внимательно.

«Вся информация, по всем пациентам всех городов и регионов Казахстана была бы доступна в режиме онлайн Минздраву и всем управлениям здравоохранения страны. Клинические картины всех пациентов, динамика изменения, симптоматика и жалобы, в том числе поступающие в отделения скорой помощи, были бы видны как на ладони. Немного аналитики, и решения принимались бы оперативно на основе точных, актуальных медицинских данных и динамики их изменений. Единый государственный сервис «паспорт здоровья», интегрированный с другими госпорталами, мог бы позволить реализовать и другие, более крутые вещи, которые помогли бы Правительству работать не в режиме «тушения пожара», а на упреждение ситуации: связь с базами пограничных служб (кто, когда, откуда прилетел), социальные связи через Минюст, МВД, Минтруда (кто, кому в каком родстве, где зарегистрирован, где работает) позволили бы быстро достроить в режиме онлайн карту рисков и вероятного распространения заболевания. Вплоть до каждой улицы и дома! На основе реальных и актуальных данных! Наличие работающего «паспорта здоровья» позволило бы провести ретроспективный анализ заболеваемости и смертности при симптомах, похожих на коронавирус, по всей стране в течение декабря 2019-го – февраля 2020-го. Возможно, вирус появился в Казахстане раньше? Возможно, картина отличается от той, что мы видим сейчас», – размышляет Виталий Ермоленко.