Стоит ли беспокоиться казахстанцам вслед за кыргызами и белорусами?
«Можно ли называть РФ империей? Не готовит ли Москва аншлюс Беларуси? Какие страны вошли в список Путина?». Подобные тезисы звучат с одной стороны. Западной, как правило. Плюс в определенных кругах слышится ставшее пропагандистским клише «имперские амбиции России».
С другой стороны – риторика «прекрасного прошлого», декламации о «великой державе» и «вечной дружбе народов».
Тоже клише, причем такие же пропагандистские.
На сей раз возмутителем спокойствия выступил экс-посол Кыргызстана в РФ. Раимкул Аттокуров в интервью российскому изданию поведал о настроениях, царящих среди кыргызов. Согласно его наблюдениям, немалая часть соотечественников спит и видит себя с триколором в руках.
С чего вдруг бывший дипломат решил презентовать результаты собственного социологического «исследования», остается только гадать.
Чушь, подумал я, едва прочитав данное заявление. Следом к субъективной оценке добавилось – акт предательства. Наши политологи же смотрят на подобные вбросы несколько иначе, шире, разумеется. Досым Сатпаев, к примеру, подробно объяснил природу возникновения в принципе таких разговоров.
А еще эксперты по просьбе AR отдельно остановились на позиции казахстанцев, в умах которых большинство альянсов и объединений давным-давно дискредитированы. Не говоря уже об ужасе даже теоретического, какого бы то ни было вмешательства иной страны в дела нашего суверенитета.
Отдельные пророссийские настроения
До откровений бывшего кыргызского посла были прямо экспансионные разговоры вокруг Беларуси. Под шумок народного волеизъявления и последовавшей кровавой расправы силовиков некие «доброжелатели» протягивали «братскому народу» руку помощи. Понятное дело, под едиными знаменами.
«Как и в любой политике, есть некоторое количество ублюдочных граждан, которые готовы продать свою родину за три копейки. Понятно, что им не место в политической жизни. Они не должны быть весомыми авторитетами и лидерами общественного мнения. Насколько я знаю, организация кыргызской диаспоры «Биримдик» уже опровергла эти заявления. Я вчера и позавчера разговаривал с нашими кыргызскими коллегами, и они тоже очень возмущены этими заявлениями. Они считают, что, когда об этом говорит бывший дипломат, который представлял страну, это вообще явление позорное и очень прискорбное. Прежде всего этот человек должен стать политическим трупом или уезжать из страны.
Я рассматриваю эти заявления как своего рода пробросы. Есть в России силы, которые спят и видят, и мечтают возродить Советский Союз. По всей видимости, этот человек близок к этим кругам. Но эти пробросы должны получать адекватные, принципиально жесткие ответы», – заявил политолог Айдос Сарым.
Он уверен, что подобными, сначала единичными высказываниями, идет целенаправленная политика насаждения. Эдакое окно Овертона.
Жумабек Сарабеков, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Нурсултана Назарбаева, корень зла видит в обычной попытке хайпануть. Далеко идущие выводы он призывает не делать, а относиться к инциденту как к мнению отдельного, стремящегося к популярности человека.
«На реальной повестке дня этот вопрос не стоит. Это скорее всего попытка, как сейчас говорят, хайпануть. Учитывая динамику того, как быстро в Кыргызстане политики меняют свои посты, бывший посол решил как-то заявить о себе. Но опять же заявлю, что на реальной повестке дня этот вопрос не стоит», – уверен Жумабек Сарабеков.
Заявление одного, тем более бывшего дипломата, впрочем, не умаляет факта наличия пророссийских настроений у определенной части кыргызского общества. Так, в свою очередь, считает Досым Сатпаев. Эти люди впали в зависимость от длинного рубля, считает он.
«Кыргызстан, по-моему, единственная из республик в Центральной Азии, где очень сильные пророссийские настроения среди населения и среди представителей политической элиты. В качестве доказательства могу привести вполне конкретный пример. Когда был конфликт между действующим президентом Кыргызстана Сооранбаем Жээнбековым и бывшим президентом Алмазбеком Атамбаевым, к кому в первую очередь они поехали советоваться? Они поехали к Путину! Они пытались получить поддержку Кремля. То есть достаточно трудно представить, что президент Узбекистана, Таджикистана или Туркменистана, не говоря уже о президентах Казахстана, бегали бы советоваться в Москву по поводу своих внутриполитических процессов или дел.
Это связано и с тем, что большой процент граждан Кыргызстана работают в России. Они являются трудовыми мигрантами. По сути Россия для них – это основной источник дохода, и в какой-то степени это помогает кыргызской экономике и помогает многим кыргызским семьям, которые получают выплаты от мигрантов в России. В этом плане заявление бывшего посла в какой-то степени отражает часть мнения внутри Кыргызстана. Но при этом, я думаю, что, естественно, даже те люди, которые считают, что Россия – это тесный партнер Кыргызстана, среди даже этих людей нет настолько недальновидных политиков, людей, которые, не смотря дальше своего носа, поддержали бы потерю суверенитета», – выразил мнение политолог Досым Сатпаев.
«Кукол дергают за нитки»
Дальше возникает логичный вопрос: а кому это выгодно? Кто стоит за высказываниями о «возрождении великой державы» и в чьих интересах?
Тот же Раимкул Аттокуров действовал в чьих угодно интересах, но только не собственной Родины, уж простите за высокопарность. Эксперты здесь напомнили еще об одном обидном клише – колониальное мышление.
«Здесь могут быть несколько вариантов. Один из вариантов заключается в том, что таким образом, может быть, разными группами интересов в России и в Кыргызстане идет попытка прозондировать реакцию общественности. И здесь очень важно, чтобы давался отпор на такие заявления. Подобные высказывания даже попадают под нарушения уголовного законодательства, так как наносят ущерб независимости и суверенитету Кыргызстана. Здесь очень важно реагировать соответствующим образом, потому что понятия независимости и суверенитета государства – это основа основ», – считает Жумабек Сарабеков.
«Подобные вбросы делают и внутри России очень часто. Тот же самый Жириновский, покойный Эдуард Лимонов. Там были и есть активные общественные и публичные деятели маргинального характера и те, которые активно участвуют в официальной политике.
Даже события в Украине отрезвили многих в России, потому что лозунг «Крым – наш» уже не работает в России даже для тех, кто его когда-то поддерживал. Все поняли: а дальше что? С Западом поссорились, внутри самой России ничего не поменялось.
Все эти разговоры о присоединении других республик – это разговоры провокационного характера, которые рассчитаны на определенную маргинальную часть внутри России, она есть, конечно, которая спит и мечтает о великом Советском Союзе. Но нужно отрезвить эти горячие головы и просто сказать, что реальность уже другая. Прошло уже 30 лет после того, как Советский Союз распался.
Это колониальное мышление с элементами совкового подхода, в том плане, что «нам лучше быть вместе» и желательно, чтобы «нами кто-то руководил». Такие движения есть во многих странах бывшего Советского Союза, они есть и в Беларуси, и в Казахстане, и в Кыргызстане», – заявил Досым Сатпаев.
Независимость
Напоследок я предложил нашим спикерам немного порассуждать: какой, на их взгляд, была бы реакция казахстанцев на возможную провокацию о «благе воссоединения».
Для полноты картины здесь стоит подчеркнуть, что наши политологи, равно как и автор данного материала, не имеют ничего против активного, как говорят в таких случаях, обоюдовыгодного сотрудничества с соседями. С Россией в том числе.
Но независимость – бесценна. Увы, так сложилось, что для многих из нас она – последний предмет гордости. Будто напоминание о том, какими мы были. Точнее, наши предки.
«Я не думаю, что жители Казахстана приветствовали бы подобные заявления. Наверняка у нас тоже есть люди, которые спят и видят такого рода вещи, но подобного рода заявления всегда должны получать принципиальный и жесткий отпор. От кого бы они ни звучали, и пусть даже на уровне каких-то разглагольствований или размышлений», – заявил Айдос Сарым.
«Мне кажется, что подавляющая часть населения будет против, как и в любой другой стране. Сейчас государства Центральной Азии в плане национальной идентичности продвинулись вперед, по сравнению с началом 90-х годов. На авангард сейчас выходит новое поколение, которое не имеет ностальгии по Советскому Союзу, и в плане национальной идентичности наше государство прошло точку становления в качестве политической нации, поэтому вопрос присоединения абсурден с учетом изменившихся реалий. Вопрос о создании какого-то нового Советского Союза абсурден», – сказал Жумабек Сарабеков.
«Я думаю, что казахстанцы в основной своей массе будут воспринимать такие заявления крайне негативно. Потому что для многих жителей Казахстана все-таки независимость и суверенитет – очень важные составляющие национальной гордости. И важные составляющие в идентичности со своей страной. Поэтому я думаю, что внутри Казахстана, если бы кто-то сделал такие заявления, тем более из представителей чиновничества, которые когда-то работали на государство, я думаю, что это вызвало бы моментальную мощнейшую волну негатива. Если вы вспомните, по поводу чего в Казахстане были самые крупные митинги? По поводу земли! Он поднял всю страну! Это показатель того, что для многих живущих в Казахстане это самое святое. Для казахстанцев суверенитет – очень важный элемент собственной национальной идентичности и это часть важного восприятия мира именно как граждан Казахстана, а не граждан российской губернии», – заключил Досым Сатпаев.