Зумбомбинг – новая болезнь онлайн-обучения
Как неизвестные срывают уроки казахстанских детей, нецензурно выражаясь и демонстрируя им порно
Министерство образования и науки в Казахстане не критикует только ленивый. Родители и дети, а в последнее время уже и депутаты, хором просят ведомство вернуть традиционный формат обучения. С их претензиями согласна корреспондент Azattyq Rýhy Александра Кузьмина. С той лишь разницей, что наша коллега, будучи дипломированным педагогом, предлагает взглянуть на ситуацию несколько иначе, хладнокровнее, что ли. В своем материале она попробует рассказать о том, как улучшить процесс обучения детей, а также расскажет, что такое «зумбомбинг».
«Зумбомбинг», или Розыгрыш, вышедший из-под контроля
Конец летнего сезона принес карантинные послабления, но большинство казахстанских школьников и студентов отправились 1 сентября не за парты, а к экранам мониторов у себя дома. Первые недели учебы показали все изъяны обучения из дома и не самый высокий уровень технической подготовки. Родители маленьких (и не очень) казахстанцев жалуются на слабый Интернет и перегруженность сайтов, скучные уроки и плохое качество обучения. Учителя страдают не меньше, пытаясь хоть как-то адаптировать учебный план под формат обучения на дому. Мы успокаиваем себя тем, что все это временно, но это не отменяет массу проблем онлайн-образования, которые мы либо игнорируем, либо ошибочно считаем незначительными. Итак, «зумбомбинг», цифровой этикет и списывание – разбираемся в проблемах вместе.
Весной многие школы, университеты и учебные центры оказались не готовы к переходу на онлайн-обучение и были вынуждены найти готовое программное решение для видеосвязи. По неясной причине особую популярность в мире и в Казахстане, в частности, получил Zoom (программа для видеоконференций). Разумеется, любая массово популярная вещь привлекла волну и тех, чьи намерения совсем далеки от мира образования.
В YouTube тут же появились сотни видео от пранкеров и прочих сомнительных шутников, где срываются важные встречи, школьные уроки и лекции в университетах. Идей для таких видео масса: транслировать порноролики на целый класс пятиклассников в Нур-Султане, запустить аудиофайл с непристойными звуками, начать передразнивать участников видеозвонка или просто притвориться кем-то из присутствующих. Именно такое вышибание виртуальной двери в кабинет и получило название «зумбомбинг».
К сожалению, степень защищенности вашей видеовстречи определяется ее самым слабым звеном. И не так страшно, если это звено – программа, ведь всегда можно поставить пароль на конференцию или найти более защищенный софт, где можно заранее посмотреть, кто к вам «постучался в дверь». Куда хуже, когда вашу встречу пытаются скомпрометировать те, для кого она предназначена.
Родители школьников трубят во все инстанции, пишут петиции, но, кажется, везде игнорируется тот факт, что виноваты могут быть и их дети. Много ли вы знаете примеров, когда учитель пытался сорвать собственный урок? Зато есть множество групп в соцсетях и чатов/каналов в Telegram, где люди обмениваются паролями и ссылками для срыва видеоуроков. Не нужно выламывать дверь, если кто-то сам с радостью отдает ключ.
Этикет онлайн-занятий
Онлайн-занятия, как и живые уроки, должны опираться на определенный дресс-код, этикет и регламент.
Как показывают практика и отзывы многих знакомых преподавателей, опрятный вид на экране имеет только учитель (и то не всегда). Правильный внешний вид нас дисциплинирует, настраивает на определенную модель поведения. Речь идет не столько о школьной форме, сколько об опрятности и общей собранности: ученикам сложнее воспринимать не только заспанного учителя в домашней одежде, но и самих себя в качестве учеников, если нет никакой разницы между «я-в-школе» и «я-дома». О каком учебном настрое вообще может идти речь, если половина участников процесса сидят с отключенными камерами, а другая половина одета по форме «мятый верх, грязный низ» (если этот низ, конечно, имеется)?
Второй момент – место проведения урока. Представьте себе обычный школьный кабинет, где учащиеся лежат в удобной позе на диване, держат под рукой тарелку с едой, а вокруг парт то и дело ходят родители, младшие братья и сестры, домашние животные или даже гости, кричащие на весь класс: «Это, что, у тебя урок, да?». Согласитесь, не Гарвард. Далеко не все имеют собственную комнату, но попросить своих близких не вторгаться в свое личное пространство хотя бы какое-то время не так уж и сложно. Программы для видеозвонков позволяют установить виртуальный фон, если в вашей комнате беспорядок, а микрофон можно выключать только по необходимости, избавляя окружающих от лишнего шума. Без элементарного цифрового этикета теряется и без того шаткая иллюзия виртуального класса, а процесс превращается в вакханалию.
Вишенка на торте плохо организованных онлайн-занятий – опоздания и переподключения. Бесспорно, казахстанские интернет-провайдеры не делают обучение по удаленке легче, но «у меня плохой Интернет» за последние полгода успело стать аналогом отговорки «я в пробке, скоро буду». Опоздания на онлайн-занятия воспринимаются иначе, ведь ученику не придется неловко идти между рядами, чтобы сесть за парту, а от осуждающего взгляда преподавателя легко спрятаться за выключенной камерой.
Старое «доброе» списывание
Любимое «административное правонарушение» школьников не нуждается в объяснении, а вот на уровне университетов эта проблема набрала серьезные обороты. Многие университеты перешли на онлайн-экзамены, но невозможно не усомниться в достоверности их результатов.
Будущие казахстанские магистры и доктора наук вместо надежного и проверенного экзамена по английскому языку IELTS получили возможность сдать из дома новый экзамен Duolingo. Как бы ни был строг протокол сдачи этого экзамена (скопировать текст на экране или шевелить губами, пока кто-то отвечает за вас, невозможно), сдающий его все же находится у себя дома, а значит, вариантов обмануть систему великое множество. Зеркала, микронаушники или просто второй человек в комнате с монитором и листом бумаги – все это ставит под сомнение то, что все в этом году поступили в вузы своими силами.
Что же говорить о внутренних университетских и школьных экзаменах, где за несколькими десятками студенческих камер приходится следить одному преподавателю без каких-либо программ для отслеживания поведения студентов.
Онлайн-обучение все еще остается противоречивой темой, и Казахстан, как и многие наши соседи, не оказался готовым к столь массовому переходу. Тем не менее есть вещи, которые мы можем контролировать своими силами и без вмешательства МОН, чтобы превратить процесс обучения в более эффективный и положительный опыт. Давайте как минимум начнем с признания того, что дистанционное обучение – это наша реалия, и нет гарантии, что после всеобщего возвращения в классы очень скоро не придется доставать веб-камеры снова. Чем скорее мы начнем относиться к онлайн-обучению серьезно, тем лучшие результаты оно начнет приносить.
Александра КУЗЬМИНА