$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
17.07.2020, 22:43
Авторы

Цена одного логотипа

Пустые обещания. Как акимат не может установить контроль над крупнейшим мегаполисом страны

Цена одного логотипа
Фото из открытых источников

Эффективные доселе программы перестали работать, а новые – так и остались на бумаге

В казахстанском обществе поднялся очередной шум. Снова в центре внимания оказался Алматы, где люди при виде несправедливости за словом в карман не лезут, отстаивают свои права. Так вот, не по нраву на этот раз им пришлась весть об очередном тендере, объявленном акиматовской компанией – ТОО «Туристский информационный центр Алматы».

Восстановим хронологию событий. 15 июля было размещено объявление на сайте госзакупок о намерении приобрести логотип – туристический бренд города. Цена вопроса – почти 13,5 млн тенге. 16 числа о нем прознали коллеги с Hola News, о чем незамедлительно сообщили своим читателям.

Разумеется, под постом начали высказываться все неравнодушные. Суть претензий к акимату сводилась ровно к двум вещам: во-первых, к чему такая расточительность в самый разгар пандемии? Неужели всех больных уже обеспечили необходимыми лекарствами, а врачей – элементарными средствами защиты, а также положенными финансами (к этому мы еще вернемся); во-вторых, если алматинцам не изменяет память, то логотип уже был разработан и внедрен в городе – еще в 2016 году. Тому подтверждение многочисленные билборды и общественный транспорт, на которых красуется принятый в диалоге с общественниками логотип. Более того, если кто вспомнит, именно с этим логотипом в Алматы проводилась зимняя Универсиада 2017 года. Он неоднократно размещался в видеороликах, которые транслировались не только в стране, но и в зарубежных СМИ.

С пояснениями в самом акимате не спешили. Лишь сегодня, после поднявшегося в соцсетях шума, через отдельные СМИ чиновники решили ответить неугодным журналистам.  

«Действительность такова, что этот логотип давно разработан. Только права на эти дизайнерские изыски принадлежат пока АО «Центр развития г. Алматы». Все, что сейчас делает акимат, это пытается соблюсти закон об авторских и смежных правах. Мне кажется, что эта нападка — очередная попытка дискредитировать Сагинтаева», – делится своими соображениями автор короткой, но емкой заметки в «Компромат Казахстан».

Затем последовала попытка «перевести стрелки» и во всем обвинить главного редактора Hola News Гульнару Бажкенову. Припомнили былые «грехи» с заведением уголовного дела и намекнули на заказ с ее стороны.

Попытки «отмазаться», заменив повестку? Вполне возможно.

Официальный же комментарий пришел, как говорится, откуда не ждали. На сайте Total.kz была размещена информация о том, что «публикации о размещенном лоте на портале государственных закупок» являются недостоверными. Там пояснялось ровно то же, что было озвучено выше: «Туристский информационный центр Алматы приобретает уже используемый с 2016 года логотип «Символ туристического Алматы и руководство по его использованию (брендбук)» совместно с исключительными авторскими правами на него».

Никаких рассылок другим СМИ, пресс-релизов с пояснениями. При этом все попытки нашего корреспондента выяснить хоть какую-то информацию не увенчались успехом. Пресс-секретарь акима звонки игнорирует, а турцентр, видимо, ждал отмашки от начальства.

Но и это еще не все. То ли спасовав перед возмущенной общественностью в лице гневного фэйсбука прежде всего, то ли поняв «пустоту» очередного тендера, конкурс был отменен! Прозрение? Вряд ли. Скорее неловкая попытка сохранить лицо.

Выходит, чиновники всерьез намеревались заставить алматинцев платить за один и тот же логотип дважды?! Деньги-то бюджетные.

Попытка очередной бездумной покупки озадачила не только простых горожан, но и экспертное сообщество. Опрошенные корреспондентом Azattyq Rýhy, они указали на ряд других провальных моментов в работе действующей администрации города. Причем касаются они наиболее важных сфер жизнедеятельности мегаполиса.

Начнем с преступности. Ловко жонглируя статистикой, общественности сообщается о значительном снижении уровня криминала. Но итоги весны ведь надо подводить с оглядкой на жесткий карантин. А автоворов, несмотря на все декламации, победить чинам не удалось. Взять хотя бы случай с депутатом Ириной Смирновой, автомобиль которой был вскрыт неизвестными в Алматы.

«У моей подруги залезли в квартиру, камеры наблюдения сняли все лица. Никого не нашли. Моя дочь работала в одной организации, там все компьютеры украли, тоже все лица были видны», – писала тогда мажилисвумен.

«Вот сейчас они говорят: «Безопасный город, безопасный город». Я инспектору говорю: «По камерам наблюдения из одного квартала в другой вы не можете посмотреть?». А ему это не надо, это заключается в их непрофессионализме. Другого варианта у меня нет», – выразил мнение член Общественного совета Нурлан Жазылбеков.

В общем, борьба с автоворами стала такой же «эффективной», как победа над проституцией. Помните, как Бакытжан Сагинтаев, едва вступив в должность, взялся за самую «животрепещущую» проблему крупнейшего мегаполиса страны. Лично обещал горожанам: за неделю с улиц Алматы проституток уберем! А на деле…

Далее – безопасность и организация движения.

Возвращение скорости 80 км/ч на проспектах аль-Фараби, Саина и Восточной объездной автодороге алматинцы восприняли как первое «резонансное» решение нового акима. Параллельно были сокращены велодорожки.

Мотивация звучала сухо: надо соблюдать баланс интересов пешеходов и автомобилистов. Доводы урбанистов и экологов при этом похоже мало кого интересовали. Доводы о том, что город задыхается, что окружающая среда гибнет под колесами сотен тысяч автомобилей. «Слышащее государство» там работает как-то избирательно.

Теперь непосредственно о пустых тратах, которые, в отличие от покупки логотипа, вполне себе реализуются. 

Речь идет о любимом многими чиновниками благоустройстве. Сейчас социальные сети просто пестрят недовольными отзывами местных жителей. Со всех районов города жители жалуются на бездумное расточительство акимата, которое меняет совершенно новые бордюры и арыки на… новые. Десятки, если не сотни подобных жалоб можно встретить на просторах Сети.

«Сегодня самое главное – это помощь людям. Обеспечение лекарствами, средствами защиты, возможность лечь в больницу – вот что сейчас нужно. Все остальное отходит на второй план. Смена бордюров, арыков – это не первостепенная задача, она должна уйти вообще в дальний угол. Причем если будет износ этих бордюров и арыков. То, что мы видим сегодня, когда новые бордюры меняют на новые, выкапывают хорошие арыки – это совершенно нерациональное и неэффективное расходование денег. Я думаю, что аким города не знает, что происходит», – сказала депутат Мажилиса Ирина Смирнова.

Комментируя подобные государственные закупки, экономист Петр Своик напомнил еще об одном проекте, который как-то незаметно свернули при новой администрации – бюджет участия. Именно эта площадка позволяла горожанам самим определять приоритетные направления развития – на что в первую очередь необходимо тратить деньги.

Такая «забывчивость» акимата, по его мнению, прямо указывает на некоторую заинтересованность.

«С точки зрения коррупционных схем – они все делают правильно. Это следствие системы по распилу бюджета. А с точки зрения прозрачности и эффективности бюджета – это неправильно. Сейчас очевидные вещи важны – эти деньги следовало бы направить на закуп медицинских аппаратов.

Раньше в городе был так называемый бюджет участия, когда сами жители подключаются к вопросам планирования и расходования денег, предлагают, следят за деньгами. Сейчас же при нынешнем акиме перестали об этом говорить, хотя в самый раз сейчас существенную часть бюджета акимата сделать бюджетом участия», – рекомендует акимату Петр Своик.

«У нас вообще очень большие проблемы с акиматом, потому что те 3 месяца, которые мы провели в карантине, не были использованы для подготовки. Про бюджет у нас вообще ничего не слышно. Бюджет надо было еще тогда перестроить, все необязательные затраты перенести на следующий год. Освободившиеся деньги надо было направить на закуп лекарств, медицинских аппаратов, подготовку новых учреждений для приема больных. Всего этого не было сделано.

Бюджет города должен быть пересмотрен в срочном порядке. Должна быть экстренно созвана сессия маслихата. На ней должны быть приняты решения по отмене всех ненужных тендеров. Их надо перенести на следующий год. Это будет правильное решение акимата», – рекомендует чиновникам экономист, модератор общественной группы «Чистый воздух Алматы» Асет Наурызбаев.

Логично теперь перейти к еще одной, главнейшей сегодня сфере – здравоохранение. В акимате, складывается впечатление, не хотят замечать всю боль героев мирного времени – врачей. Как и в каких условиях они живут, на что они живут.

Конечно, СИЗы, аппараты ИВЛ, лекарства и больницы подождут. Ведь важнее всего сменить бордюры, арыки пока врачи покупают спецкостюмы на свои крохотные зарплаты.

«Специальных костюмов поликлиника нам не дала. Единственная защита врача – это две маски и перчатка. Сейчас у нас есть два защитных костюма, которые мы купили за свой счет, делимся, по очереди носим. Они по идее одноразовые, но мы их потом кварцуем, раствором, спиртом опрыскиваем. Ну а что делать?» – спрашивает врач одной из поликлиник Алматы.

Десятки сообщений о невыплате положенных надбавок поступают тоже из Алматы. Взять хотя бы последний пример, когда коллектив одной из больниц грозит массовыми увольнениями из-за отсутствия обещанных денег. Уже четвертый месяц. Чиновники не спешат с разъяснениями и к ним. 

Алматинские медработники пожаловались на невыплату надбавок

Далее – очереди в аптеках. В акимате сообщения о дефиците лекарств назвали ничем иным, как «хайпом». Так считает заместитель Сагинтаева Сапарбек Туякбаев.

Он заявил, что в городе нет дефицита лекарств и никто из фармацевтов не завышает цены. А те, кто говорит об этом, просто-напросто «хайпуют», сказал он. Разумеется, последовала волна негодования от алматинцев. Многие даже требовали его отставки. Однако акимат принял глухую оборону и никак не комментировал его заявления. Только на следующий день аким Бакытжан Сагинтаев как-то бесцельно прогулялся в центральную аптеку города, немного пообщался с людьми в огромной очереди и был таков. Этот шаг алматинцы расценили как извинение за слова своего подчиненного. Хотя по сути ничего конкретного.

Складывается впечатление, что в акимате реагируют только на шум в соцсетях. Принцип слышащего государства для них заключается, похоже, только в этом.

И, наконец, вишенка на торте – стратегия развития крупнейшего мегаполиса страны.

Приехав в Алматы, Бакытжан Сагинтаев обнародовал план развития города аж до 2050 года. Cправедливым замечаниям общественности о том, что до этого времени многие попросту не доживут, в акимате не вняли. Что же, во времени они себя решили не особенно ограничивать – хозяин-барин. Правда, затем все же дрогнули – опять же под натиском фэйсбука.

«Вообще Сагинтаев начал неплохо. Позаботился о стратегии развития города. Единственное, что она была долгосрочной – до 2050 года. Многие говорили, что даже не доживут до этого времени. Он пообещал тогда 5-летнюю стратегию и приступить к более коротким срокам. Пообещать – пообещал, но не приступил. По воздуху начал двигаться, мы, экспертное сообщество, за них разработали программу как к 2025 году воздух очистить. Эта программа не то что не принята, она даже не обсуждается акиматом. Все движения прекратились, Управление зеленой экономики не работает в этом плане. В общем, декларации у них хорошие, а дела плохие», – описал работу акима экономист Асет Наурызбаев.

Вот так, одной только попыткой бездумной покупки акимат Алматы всколыхнул общественность. И теперь чиновникам, как мы убедились, припомнили все грехи – видимо, вопросов к акимату становится все больше, а свободного места в чаше терпения – все меньше.

И это все спустя всего год на посту акима Алматы…

Новости партнеров