Скандал с междугородними такси: почему идею Минтранспорта ждет фиаско?

По словам экспертов, казахстанские чиновники сильно оторваны от реальности

Скандал с междугородними такси: почему идею Минтранспорта ждет фиаско?
Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото Асета Кундакбаева

Члены кабмина этим летом, похоже, соревнуются между собой – кто из министров вызовет к себе большую ненависть казахстанцев. Сначала Министерство здравоохранения РК с запретом на лечение зубов за счет пенсионных, следом общественность шокировал глава Министерства транспорта РК Марат Карабаев своей «гениальной» идеей о запрете междугородних поездок на такси. Правда, после обрушившейся критики в ведомстве ловко «переобулись» и решили все же посоветоваться с участниками рынка и провести общественные слушания. Однако от своего главного предложения – лимита в 50 километров на одну поездку – чиновники отказываться не намерены. Но этой задумке эксперты однозначно предрекают полный провал. Почему же эта затея и в целом попытка властей контролировать рынок перевозок нереальна, об этом расскажем в материале Azattyq Rýhy.

Чиновничий абсурд или забота?

Новость о предлагаемом запрете, мягко говоря, ошарашила всех – и общество, и экспертов, и депутатов, и самих участников рынка. Инициативу запретить людям ездить на такси между городами более чем на 50 километров многие окрестили маразмом, бредом и абсурдом.

«Уровень грамотности, подготовленности и осознанности у наших чиновников на очень низком уровне. Они живут в каком-то своем параллельном мире и от реальной жизни очень сильно оторваны. Во-вторых, крайне невысок уровень знаний и умений, потому что выдавать такие заявления – это очень странно. К тому же вопрос – почему именно 50 километров? Были ли проведены какие-то исследования, где фактология? Была ли проведена серьезная аналитика, или это просто «хотелки» господина Карабаева?» – говорит председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

В самом ведомстве ни на какие исследования не опираются, объясняя эту затею заботой о людях, мол, необходимость возникла для нашей же безопасности: смертность на трассах зашкаливает и виноваты в этом никто иные как водители. Водители такси в первую очередь.

Однако министр транспорта в своих заявлениях, не подкрепленных никакими исследованиями, думается, лукавит, поскольку у его коллеги из Министерства внутренних дел РК совсем другие данные. Так, буквально недавно, 30 июля, министр внутренних дел РК Ержан Саденов на заседании правительства РК сообщил, что основная причина аварий на трассах – это их состояние. По его словам, всего лишь 3% загородных дорог соответствуют требованиям безопасности, и в срочном порядке следует построить более 6 тысяч километров трасс с 4 и более полосами.

«Аварийность на дорогах высокая не из-за водителей такси. По дорогам много кто ездит – и автобусы, и грузовики, и все попадают в аварии. Поэтому здесь я совершенно не согласен, что причина смертности на дорогах и ДТП кроется в водителях такси. Это очередная глупость, не основанная ни на каких фактах», – уверен Эдуард Эдоков.

Помимо безопасности пассажиров есть у чиновников еще один аргумент. Как оказалось, озабочены в Минтранспорта еще и тем, что таксисты якобы «отнимают хлеб» у автобусных перевозчиков, из-за чего сфера междугородних поездок на общественном транспорте загибается. И никакого другого решения для стимулирования автобусных перевозок, кроме как запрета для такси, министр не нашел.

«Если следовать логике министра, давайте тогда запретим и самолеты с поездами? Все тогда пересядут на автобусы, и они замечательно начнут развиваться. Именно такая – очень неумная, мягко говоря, логика у господина Карабаева – запретить один вид транспорта, чтобы развивать другой. Но это так не работает. Это рынок. Если вы хотите, чтобы люди ездили на автобусах, тогда автобусные парки должны биться за клиента. Это значит, что клиенту должно быть удобно и комфортно ехать в автобусе, удобно купить билет онлайн, а не тащиться на автовокзал, что в автобусе должны быть лежачие места, кондиционер, телевизор, уборная, чтобы рейсы ходили в нужное время с нужной периодичностью. Только тогда и начнет что-то меняться, потому что люди сейчас выбирают то, что им удобнее и дешевле», – подчеркнул глава Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

По словам эксперта, вместо абсурдных умозаключений чиновникам лучше бы заняться реальными делами: привести в порядок автовокзалы, или закупить новые комфортабельные автобусы и запустить маршруты. К примеру, из Караганды добраться до Астаны можно только на такси, поскольку автобусного сообщения попросту нет.

«Это рынок: будьте добры – завоевывайте клиента, отвоевывайте его у такси, запускайте разные гибкие маршруты, запускайте минивэны, средние автобусы. Развивайте также инфраструктуру автовокзалов – сейчас там грязь, вонь, куча народу, не присядешь, еще втридорога тебе продадут там воду. Нужно делать так, чтобы автобусные перевозки были привлекательными, качественными, безопасными и разумными по цене», – продолжил он.

По словам эксперта, попытка регулировать рынок запретами и ограничениями приведет лишь к тому, что таксисты, официально зарегистрированные в агрегаторах, попросту уйдут в тень.

«Мы попросту потеряем достаточно большой рынок и в первую очередь будут страдать потребители. Потому что никакой автобус не приедет ко мне в 3 часа ночи домой и не заберет меня или посылку в другой город. А такси приедет в любое время дня и ночи, заберет посылку и отвезет ее за 50-200 километров, причем по очень разумной цене. А такие «придумки» наших чиновников разрушают основу свободного рынка», – заключил Эдуард Эдоков.

Проблемы и особенности частного извоза

Рынок частных перевозок, в том числе и междугородних, развивается сейчас сам по себе. Самое подходящее слово – стихийно. И государство никак его не регулирует и никакого влияния на него не имеет. Хотя законы есть, требования к перевозчикам тоже, но никто их нынче не соблюдает.

«Практически 99% рынка не соблюдают требования, в том числе и агрегаторы. То есть у нас нет системы перевозок, которая работала бы и управлялась государством. Поэтому говорить о том, что государство будет влиять, менять – не очень правильно звучит, потому что на протяжении долгих лет мы пытались какие-то нормативные акты менять, улучшать, пытаться идти в ногу со временем, но при этом местные исполнительные органы их не читают и даже не смотрят. По сути, у нас акиматы ответственны за организацию перевозок такси. У них есть управление транспорта, управление пассажирских перевозок, которые непосредственно должны этим заниматься. Но на сегодня практически ни один акимат этим не занимается», – подчеркнул председатель республиканской Ассоциации служб такси Казахстана Медет Курманов.

Простой пример: есть требование закона, чтобы агрегаторы передавали заказы только официальным перевозчикам. Но таковыми считаются водители, подавшие уведомление в акимат о том, что являются ИП или ТОО, и соблюдают все требования к перевозчику, автомобилю, водителю.

«Сегодня все это у нас вообще не выполняется. А мы говорим о проверке пунктов третичнозначимых – допустим, лимите в 50 километров. В то время, когда у нас даже базовые вещи не исполнены, контролировать такие второстепенные вещи – это вообще нереально. Поэтому говорить о том, что они хотят что-то ограничить, извините, это смешно. Как они это будут делать вообще? Человек, допустим, взял заказ и поехал, и как они будут его регулировать?» – отметил Медет Курманов.

У государства, по словам эксперта, нет реальных рычагов воздействия на рынок. Соответственно, управлять им и диктовать правила сложно и нереально. Но то, что рынок перевозок не должен существовать в сегодняшнем виде – очевидно.

«Сегодня нарушаются права водителей, права пассажиров, субъекты рынка не защищены от других конкурентов, которые, допустим, злоупотребляют деньгами или демпингуют, или установили олигополию. То есть нет экономических инструментов регулирования рынка, чтобы он развивался правильно. Сегодня он развивается так, как хотят агрегаторы», - констатирует эксперт.

Агрегаторы, по сути, установили на рынке свою монополию и диктуют правила игры: устанавливают тарифы и стоимость поездок, коэффициенты, комиссии заказа.

«При этом нет конкуренции как таковой. То есть они ставят комиссию, которую они захотят. В некоторых классах обслуживания она составляет 27-28% и насколько это аргументировано? Ведь всю работу, все затраты, амортизацию по имуществу несет другой человек или субъект рынка, а практически 30% комиссию забирает агрегатор. Насколько это правильно?» – продолжил глава республиканской Ассоциации служб такси Казахстана.

Пренебрегают агрегаторы и вопросами безопасности, условиями работы водителей. В погоне за своими коммерческими интересами они применяют для них различные фишки.

«Вопросы вызывают различные бонусы, доплаты, чтобы удерживать водителя на линии. Допустим, агрегатор предлагает водителю закрывать 100 заказов в неделю и получить за это 40 тысяч бонусов. А водитель, чтобы закрыть эти заказы, должен ежедневно работать больше 12 часов. Также скачут их цены: в случаях, если пошел дождь, снег, стало жарко, цены на поездки доходят до 8 тысяч тенге. Таких вопросов очень много, и никто ими не занимается», – утверждает Медет Курманов.

Однако Минтранспорта эти вопросы не заботят – им подавай ограничения и запреты. По словам эксперта, раз государство этим не занимается, то ему следует передать свои полномочия самому рынку, где контроль был бы организован через саморегулируемые механизмы.

«Допустим, как нотариусы работают через свои палаты, сами себя регулируют. То есть создается ассоциация, куда входят все субъекты рынка, где они договариваются о каких-то правилах, нормах и требованиях, подписываются под ними и должны их исполнять. И это будет касаться всех участников рынка. Если они не становятся членами палаты, значит, они становятся нелегальными перевозчиками и к ним можно применять меры. А сегодня государство вообще потеряло контроль и надзор на рынке, это надо уже признать. И так дело дальше не пойдет, потому что эти вопросы касаются охраны здоровья, жизни, прав водителей и пассажиров», – заключил председатель республиканской Ассоциации служб такси Казахстана Медет Курманов.

В том, что на рынке перевозок пора наводить порядок, не остается сомнений. Однако последнее слово будет за чиновниками: развить его и сделать комфортным для всех либо обрушить рынок и привести его к глубокому кризису.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.