КТК снова штормит: когда закончатся нефтяные игры России?

Смагулов Амир
23.08.2022, 06:59

Соседи нашли очередной повод для частичной остановки работы консорциума

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Каспийский трубопроводный консорциум снова становится едва ли не главным ньюсмейкером – из России пришла весточка о том, что в очередной раз работу морского терминала приостановили. Но на этот раз хотя бы не полностью – действовать перестали два выносных причальных устройства из трех. В итоге сейчас нефть перекачивает лишь одно ВПУ. Откровенно говоря, дело вокруг консорциума теперь явно попахивает политиканством: то шторм, то мины, то экологические нарушения, а теперь вывод из эксплуатации двух устройств. Когда закончатся эти игры и как быть Казахстану, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.

Не успела закончиться эпопея с разливом нефти, судами и штрафами, как началась другая. Теперь нашли новую причину для частичной остановки – водолазы, оказывается, обнаружили трещины в узлах крепления подводных рукавов к танкам плавучести. В итоге решено два ВПУ вывести из эксплуатации. Обещают, разумеется, что это лишь временные неудобства, но точных сроков, когда они вновь заработают, не называют. У экспертов уже не осталось сомнений в том, что истинная подоплека этих чрезвычайных ситуаций – не что иное, как политика.

«Россия за свои интересы борется. На них накладывают санкции, и они тоже молчать не хотят. Они видят лазейки, где они могут испортить настроение западным нефтяным компаниям тем, что нефть, которая должна прийти в Европу, уменьшается в объемах поставок. Мы оказались между молотом и наковальней», - пояснил аналитик нефтегазового рынка Олег Егоров.

На данный момент, возможно, одного ВПУ хватит для перекачки нефти из-за снижения добычи на Кашагане и капремонта КТЛ (комплексная технологическая линия) на Тенгизе. В самой ближайшей перспективе недозагрузка КТК даже нам на руку. Однако если возникнет дополнительный объем нефти, который не смогут прокачать через терминал, вот тогда это может обернуться проблемой. В обществе нынче бытует мнение, что игры с КТК вряд ли Россия прекратит, потому Казахстан ищет путь для поставок нефти в обход соседей.

«Сейчас, думается, все работают над тем, чтобы налаживать связи. Президент 24 августа посетит Азербайджан. Ну, тут ясно почему. Лет 12 назад мы прокачивали через них нашу тенгизскую нефть: Возили танкерами в Баку, а там уже есть нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан», - говорит Егоров.

Однако министр энергетики Болат Акчулаков опроверг эти данные, заявив, что Казахстан пока не планирует экспортировать нефть через этот нефтепровод. А других вариантов, как говорят аналитики, у нас нет.

«Это и не стоит обсуждать. Даже если перенаправлять маршрут, то нужно дополнительные танкеры покупать. Помните, наши власти хвалились, что построили танкеры? В итоге в феврале 2020 года три танкера из шести – «Атырау», «Актобе» и «Орал» были проданы государственной национальной компанией «Казмортрансфлот» частному лицу. Причем я специально смотрел и нигде не нашел фамилию этого частного лица. Поэтому у Казахстана теперь нет необходимого количества танкеров для морских перевозок. Построены были эти танкеры за бюджетные деньги, и как всегда у нас прошла вот такая тихая приватизация. У нас есть еще три танкера, которые принадлежат национальной компании», - говорит нефтегазовый аналитик Сергей Смирнов.

По большому счету, как говорят наши собеседники, Казахстан теряет лишь по налогам, ведь по КТК проходит не наша, а западная нефть, добытая в Казахстане американскими и европейскими компаниями. Из общего объема в 86 миллионов тонн, мы добываем лишь 30% – это около 24 миллионов тонн. Из них 18 миллионов отправляются на наши НПЗ для покрытия внутреннего потребления. И всего лишь 6 миллионов Казахстан экспортирует через КТК.

«Из-за ситуаций вокруг консорциума мы несем убытки только потому, что мы недополучаем налоговую часть с реализации нашей же нефти западными компаниями. Потому что эта нефть, которая идет в КТК, фактически не наша. Это собственность зарубежных компаний. И мы с этой нефти получаем только налоговую часть. Сейчас панику поднимают европейские компании, потому что все ожидают суровую осень и суровую зиму, и поэтому каждый играет в свою игру.

Поэтому возникает вопрос: а что делают те западные компании, которые добывают нефть на наших месторождениях? Работают ли они на себя, чтобы где-то улучшить соглашения с Россией, смягчить санкции? Чтобы их работа была бесперебойной. Ведь они тоже несут убытки», - считает Олег Егоров.

В конце концов, они тоже могут сокращать свою добычу, чтобы был определенный паритет добычи и реализации, уверен спикер. Сейчас, по его мнению, задача руководства страны – взаимодействовать с этими нефтяными компаниями.

«Что-то же они должны делать, а не сидеть молча. И вот тут мы вспоминаем старые времена, когда намечалось строительство нефтепровода со стороны месторождений, расположенных в Атырауской области, к порту Курык, который находится немного южнее Актау. Но об этом давно забыли и вот только сейчас начинают вспоминать о необходимости строительства этого сооружения. Во всем мы отстаем только потому, что все время наши главные задачи – это добыть и продать», - заключил Егоров.

Велика правда в этих словах. Казахстану давно пора менять политику игры. Пока Россия оказывает давление на европейские страны, мы остаемся лишь сторонними наблюдателями, на которых приходится весь удар.

Жан МУРЗА

Вам будет интересно: