500 миллионов за километр дороги: транжирство чиновников или необходимость?

Власти озаботились не нуждами казахстанцев, а погоней за товарооборотом

500 миллионов за километр дороги: транжирство чиновников или необходимость?
Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Рациональные траты. Это фраза, не знакомая, наверное, 99% наших чиновников, ведь распоряжаются они не собственными деньгами. В таком случае понятно, почему они не пожалели 78 миллиардов тенге на ремонт и строительство дорог. Казалось бы, ничего предосудительного в этом нет – разбитые улицы давно стали полосой препятствий в каждом уголке страны. Однако вся загвоздка в том, что деньги предназначены отнюдь не для большинства казахстанцев. В основном ездить по ней будут фуры, потому что трассу проложат до Туркменистана. Стоит ли так разбрасываться деньгами, учитывая, что большинство внутригородских и междугородних автобанов, если их можно назвать таковыми, покрылись сплошными ямами и кочками? Разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.

Туркменистан нынче всерьез намерен нарастить товарооборот, но не только с нами, но еще и с Россией, и европейскими странами. Для этого туркмены начали строить мост через залив Гарабогаз вдоль автодороги Туркменбаши – Гарабогаз – граница Казахстана. А наша страна в свою очередь решила пойти навстречу и проложить дорогу до этого моста. Власти не пожалели на эту затею 78 миллиардов тенге. Туркмены при этом строят мост за свой счет, мы – оплачиваем дорогу на собственные средства.

В общей сложности Казахстан отремонтирует и построит 156 километров. Путем нехитрых расчетов можно понять, что каждый километр обойдется казахстанцам ровно в полмиллиарда тенге. Причем часть трассы всего лишь отремонтируют. На кругленькую сумму, надо заметить. В 2025 году уже начнется эта работа.

Если рядовые казахстанцы, ездящие каждый день по разбитым улицам, сразу воспротивятся этой идее, то этого же нельзя сказать в отношении экономистов. Они настроены не столь скептично. Напротив, новая дорога позволит Казахстану экспортировать товары в обход России, уверены они.

«Это экспортный маршрут. У нас торговля будет на Иран и для нас это выгодный маршрут с учетом того, что есть проблемы в европейском направлении, так как у России есть проблемы с Европой. Я думаю, что строительство автобана, к сожалению, или к счастью, оправдано, потому что это диверсифицирует наши маршруты. Этот проект выгоден обеим странам», - считает финансист Расул Рысмамбетов.  

«На международной арене Казахстан заявил о том, что в настоящий момент заинтересован в поисках альтернативных маршрутов для доступа нашей продукции на мировые рынки. Соответственно, это один из путей обхода России. Потому что у нас больше 70% экспорта и транзита шло через Россию – это железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт и прочее», - уверен экономист Жанибек Айгазин.  

В этом плане, разумеется, выгода очевидна. Однако определенные сомнения все же есть. Не уйдут ли эти деньги не по назначению, и сможем ли мы окупить этот автобан? При должных показателях товарооборота, да, дорога оправдает себя. Но что делать с первым вопросом? О коррупции в сфере дорожного строительства заявляли с самых высоких трибун – сам Президент поручил провести проверки.

«Строительство автомобильных дорог – дело очень затратное, где нужны  значительные капиталовложения. Конечно, требуются большие деньги. А где большие деньги там, естественно, будет коррупция. И много там лиц наверху, кто был завязан с этим бизнесом, возможно. Где большие капиталовложения и особенно государственные деньги, там всегда будет коррупция», - подчеркивает Жанибек Айгазин.

«Тут самое главное – прозрачность расходов. Дорожные фирмы должны отчитываться. По этому автобану, я думаю, тендер будет, посмотрим, кто выиграет. С «КазАвтоЖолом» там не все чисто, но так как это большой, государственного масштаба проект, соответственного, там должен быть надлежащий контроль», - отметил Расул Рысмамбетов.

Но несмотря на важность этого проекта, не стоит все же забывать об обывателях – тех, кто ежедневно вынужден объезжать ямы и кочки не только на трассах, но и в городах, не говоря уже о поселках. На эти 78 миллиардов тенге можно было постелить качественный асфальт как минимум в двух городах.

«Нужно сбалансированно подходить к этому вопросу. У нас есть внутренние проблемы по дорогам, их нужно развивать. У нас общая протяженность дорог – 96 тысяч километров. Какая доля из них в твердом покрытии, точно не помню. К примеру, дорога Алматы – Нур-Султан, соединяющая два мегаполиса между собой: дорога до Караганды нормальная, Караганда – Балхаш еще более или менее, а от Балхаша до Алматы – ее ведь вообще нет, и когда ее закончат, непонятно», - говорит Айгазин.

Так что Казахстану нужны не только качественные дороги, нацеленные на экспорт, но и для пользования рядовыми гражданами. Экспорт на мировой рынок важен, тут не поспоришь, но и про обычных людей не стоит забывать.

Жан МУРЗА

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.