Со Сбером не прощаемся? Эксперты заявили, что сделка еще может состояться

Автор: Смагулов Амир

Они утверждают, что обсуждение сделки возобновится после окончания вооруженного конфликта

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Эпопея с переносом казахстанской платформы электронного правительства eGov на российскую наделала немало шума осенью прошлого года и буквально стала притчей во языцех у большинства казахстанцев. Ее обсуждал и стар, и млад, а от самой идеи переноса данных на российскую платформу эксперты не оставили, как говорится, камня на камне. Тем не менее, задача была де-юре выполнена, а межправительственный меморандум подписан. Вопрос полумиллиардной «сделки века», казалось, был уже решен, если бы не всем известные геополитические события. Когда госорганы снова вернутся к этой теме, вернутся ли вообще, а также целесообразна ли дальнейшая реализация проекта, выяснял корреспондент Azattyq Rýhy.

С началом вооруженного конфликта, целым ворохом антироссийских санкций, не заставившим себя долго ждать фееричным падением курса тенге, а также последовавшим повсеместным удорожанием, многие, казалось бы, глобальные вопросы самостоятельно ушли на второй план. В том числе и бурно осуждаемый и раскритикованный обывателями перенос eGov на российскую платформу от Сбербанка.

В Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана заявили, что этот вопрос на повестке сейчас не стоит. Однако ведомство проводит встречи с IT-экспертами и представителями рынка, анализирует, чтобы принять наиболее оптимальное решение

«В связи со сложившейся обстановкой в мире, Министерство рассматривает развитие нескольких сценариев по переходу на платформенную модель и готовится к каждому из них. Что касается подписания соглашения до конца марта 2022 года, как это было предусмотрено меморандумом между Правительством и компанией – вопрос подписания соглашения до конца марта этого года на сегодняшней повестке не стоит. После подробного анализа МЦРИАП примет решение, о котором сообщим дополнительно», - сообщили в ведомстве.

В общем, несмотря на временное забвение, к обсуждению наболевшего вернуться рано или поздно придется. Окончательного отказа от российской разработки ведь нет.

По мнению политолога, экономиста Петра Своика, к обсуждению сделки стороны перейдут после вооруженного конфликта. Не ранее, чем через полгода-год, считает эксперт.

«Подобные задачи имели значение до начала грандиозного передела, который мы сейчас наблюдаем. Вопросы о том, как реагировать на строительство российской АЭС, кто будет вести нашу информационную платформу, почему выбор пал на платформу Сбер, имели важное значение тогда. Сейчас все это ушло на второй план. Все проекты, скорее всего, будут реализовываться уже после окончания известных событий. На это уйдет как минимум полгода, год, а может и больше. Поэтому Сбер, не Сбер, все это сейчас – дело десятое», - считает Своик.

Только после того, как все окончится, можно будет вернуться к вопросу о том, на какой же платформе создавать казахстанские информационные системы, в частности, данные электронного правительства. Потому что здесь затрагивается не только вопрос переноса платформы eGov, тут и социальные сети, и масса того, к чему мы так привыкли, считает Своик. Вероятнее всего, это все будет переделываться, утверждает политолог.

«Мы продаем сырье и покупаем готовый товар. В основном, продаем через Россию и покупаем через них же. Поэтому те сложности, что будет испытывать Россия, они, конечно, в какой-то степени отразятся на нас, но в меньшем размере. Нефть нашу все равно будут покупать. Терминалы в Новороссийске когда-нибудь починят. А готовые товары за деньги мы всегда сможем покупать, то есть нас неприятности коснутся меньше. И все будет хорошо. А платформа Сбер сейчас не на повестке. Забудьте про Сбер. Вопрос не обсуждается в верхах. Конечно, сейчас там заняты поддержкой штанов, все правительство - это один антикризисный штаб, который пытается удержать ситуацию, молодцы, это и надо сейчас делать», - утверждает Петр Своик.

По мнению экономиста Айдара Алибаева, об идее переноса платформы в сегодняшних реалиях угрозы введения санкций уже против Казахстана, лучше забыть навсегда.

«Перенос государственной платформы, которую предполагалось за полмиллиарда отдать на откуп Сбербанку, даже в хорошие времена со стороны и специалистов, и казахстанцев вызвал сильное противодействие. А сейчас этот вопрос сам собой помер. На фоне тех беспрецедентных санкций, которые в том числе испытывает Сбер.  Вы посмотрите, что происходит с его акциями, какое падение идет на биржах. Плюс угроза санкций против Казахстана. Поэтому вопрос о переносе eGov на платформу Сбербанка для Казахстана, думаю, уже не стоит», - заявляет экономист.

Экономист Тимур Айсаутов тоже убежден, что из-за антироссийских санкций, в том числе против Сбера, продолжение реализации проекта, как говорится, потеряло и актуальность, и целесообразность. К тому же есть варианты, которые обойдутся казне дешевле 500 миллионов тенге.

«Это нецелесообразно. У Сбербанка просто нет доступа к этой технологии. Поэтому лучше отказаться от этого проекта. Лучше и проще взять блокчейн систему Дании, Голландии или Швеции в готовом виде вместе с налоговой системой и внедрить. Получится и дешевле, и эффективнее.

Платформы работают в операционных системах и программных оболочках стран, которые ввели санкции. Использование этих программ сейчас незаконно. Поэтому продать нам незаконный продукт никак не получится. Приобретение заведомо незаконного программного обеспечения (ПО) не позволит его потом эксплуатировать должным образом», - считает Тимур Айсаутов.

Поэтому санкции здесь и не нужны. Использование пиратского программного обеспечения не является причиной санкций, в отличии от существования совместных кампаний с участием лиц, попавших под санкции, поясняет экономист.

«Подписание договора на виды деятельности, которые запрещены, может поставить наше правительство в глупую ситуацию. По тексту санкций эта сделка подпадает под раздел о финансовых операциях. Соответственно, поскольку эта сделка уже есть, наличные доллары не могут быть поставлены в Казахстан, что мы и наблюдаем в обменниках. В них нет долларов и евро. Правительство не приняло план по выходу из-под санкций. Ситуация в том, что мы не подпадаем под прямые санкции, но вторичные уже действуют против нас в полном объеме», - резюмирует Тимур Айсаутов.

Сбербанк, добавим, попал в опалу и после нововведений в российских магазинах, работающих в Казахстане. Они предлагают клиентам расплачиваться только картой Сбербанка либо наличными. Карты казахстанских банков они не принимают, что вызвало возмущение покупателей. 

Эксперты рассказали, что делать казахстанцам, получившим отказы.