«Это катастрофа»: аналитики предупредили казахстанцев о фатальных последствиях аварии на КТК

Смагулов Амир
26.03.2022, 10:32

Казахстан может потерять нефтяные рынки сбыта и миллиардную выручку

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Мало кто из казахстанцев подозревает об опасности ситуации вокруг Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Хотя переживать еще как стоит, утверждают аналитики. Это ЧП может аукнуться абсолютно каждому казахстанцу. Дело в том, что через этот трубопровод наша страна отправляет в Европу две трети экспортной нефти. Российская сторона заявляет, что ремонт может затянуться аж на 2 месяца. При этом как таковых альтернативных маршрутов нет. Для Казахстана подобное может обернуться настоящей катастрофой, так как половина экономики страны держится именно на нефти. Корреспондент Azattyq Rýhy вместе с экспертами проанализировал ситуацию.

Большая часть нефти экспортируется из Казахстана по двум нефтепроводам: Узень-Атырау-Самара и ставший известный всем КТК. Именно через него транспортируется около 70% нашего сырья с месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Он проложен от Тенгиза через Россию до Черного моря. Уже оттуда углеводороды загружают на танкеры и отправляют морскими путями в европейские страны. Вот почему КТК настолько важен.

«Мы добываем 85-90 миллионов тонн нефти. И из этой нефти 53 миллиона тонн уходит через этот трубопровод. Эти тонны полностью привязаны к рынку Европы. Мы обеспечиваем Германию, Францию и так далее. Это наш рынок сбыта. Вы прекрасно знаете, что основную составляющую экспортной выручки дает нефтегазовая отрасль и именно нефть. Вот теперь посчитайте, насколько она для нас важна, если 60% экспортной долларовой выручки дает нефть.

Получается, что мы не получим эту экспортную выручку. Мы потеряем рынок, поэтому это катастрофа. Это не ситуация, не кризис, это огроменная катастрофа. Если мы с рынка не найдем альтернативные пути доставки или же не сможем быстро устранить, то мы получим коллапс», – объясняет председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков.

Искать выход из ситуации приходится из-за того, что ремонт на КТК может затянуться аж на 2 месяца, по данным Минэнерго России. При этом альтернативных маршрутов, через которые можно было бы переправить в Европу 5 миллионов тонн нефти, нет.

«Это очень проблематично. Можем через нефтепровод Атырау-Самара направить на Балтийский порт всего 300-400 тысяч тонн нефти в месяц. Но при этом нефть КТК будет смешана с Urals и продаваться со скидкой к марке Brent. Или через Баку, но для фрахта танкеров нужно время (4 недели), но объемы ограничены. От текущей добычи можно будет перенаправить только 20-30%. Текущая добыча – это 4,5-5 миллионов тонн в месяц. В итоге республиканский бюджет недополучит налоги», – поясняет директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.

Сумма, надо сказать, приличная. По данным эксперта, речь идет о 500 миллиардах тенге. Так что, двухмесячный ремонт на КТК может стоить бюджету Казахстана таких денег.

На первое время можно, конечно, заполнить наши резервуары, залить сырьем наши НПЗ и соседние. Но все равно заводов и цистерн не хватит, чтобы два месяца качать и складировать добычу. А это грозит уже ограничением добычи.

Во-вторых, европейские страны не будут ждать, пока наладится работа КТК. Они найдут других поставщиков, и мы в таком случае уже не будем нужны. Так Казахстан может потерять рынок сбыта. Такая ситуация будет только на руку России, говорят аналитики. Они и вовсе считают, что авария на трубопроводе надуманная.

«Мне хотелось бы верить, но я с трудом верю в эти отговорки. Скорее всего, это искусственное создание дефицита такими путями. Мы прекрасно знаем, что российская нефть сейчас не конкурентоспособная, никто ее сейчас не хочет покупать. А теперь если к этому объему включится казахстанская нефть, то что у нас получится? У нас получится дефицит. А дефицит порождает подъем цены. Чем больше дефицит, тем выше цена. На сегодняшний день Россия свою нефть продает дисконтом минус 30 долларов. То есть она будет догонять ту упущенную выгоду через искусственный дефицит. Поэтому я не верю, что это технические причины», – убежден Рашид Жаксылыков.

Смущает экспертов и то, что авария произошла аккурат перед переговорами президента США Джо Байдена с европейскими коллегами. Они собирались обсудить дальнейшую тактику в отношении России. Недоумение вызывает и то, что сломались сразу два плавучих устройства по перекачке нефти.  

«Странно, что из строя одновременно вышли сразу 2 ВПУ (выносные причальные устройства) и что необходимые шланги и комплектующие отсутствуют в управляющей компании.

Шторм в Новороссийске наблюдается ежегодно. Рядом с терминалом КТК находится терминал Шесхарис, которому уже более 60 лет и по масштабам больше. Сильнейший шторм не причинил никакого вреда данному терминалу, а точнее всем нефтеналивным причалам Шесхариса», – говорит Нурлан Жумагулов.

Шторм в Новороссийске действительно явление не новое. Жители уже давно привыкли к сильнейшим ветрам, которые дуют там больше 40 дней в году. Этот ветер местные называют Бора. Шторм, произошедший накануне, жители не назвали бы сильнейшим. Вот что они пишут под роликами о непогоде в Сети.

«Живу в Новороссийске с 1959 года. И такие ветра были всегда. Было и покруче», «Всю жизнь живу и никаких последствий. 20-25 м/с – это наша норма, бывало и до 63 м/с», «Это Бора и это еще цветочки. Он достигает ураганной силы», «Новороссийск всегда норд-остами славился. Нам не привыкать. Явление обычное», – говорят местные жители.

А российская сторона, напомним, причину аварии связала именно со штормом. Может, дело не в нем, а в политических играх?

Справочная информация об акционерах КТК:

24% – Россия, 19% – НК «КазМунайГаз», 15% – «Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани», 12,5%  – «ЛУКАРКО Б.В», 7,5% – «Мобил Каспийская трубопроводная компания», 7,5%  – «Роснефть-Шелл Каспижн Венчурс Лимитед», 7% – «КТК Компани», 2%  – «БГ Оверсиз Холдингс Лтд», 2% – «Эни Интернэшнл Н. А. Н. В. С. ар. л.», 1,75%  – «КОО Казахстан Пайплайн Венчурс», 1,75% – «Орикс Каспиан Пайплайн Лтд».

Жан МУРЗА

Вам будет интересно: