Выйти нельзя остаться: как быть Казахстану с ЕАЭС?

Автор: Смагулов Амир

На одной чаше весов – отношения с соседом, на другой – благосостояние своего народа

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Пока привычная картина мира трещит по всем швам, а на повестке вот уже месяц геополитическая истерия, падение тенге и антироссийские санкции, в Казнете не утихают дискуссии о том, нужен ли вообще ЕАЭС Казахстану. Какого-либо внятного объяснения от чиновников о том, почему мы до сих пор в одной экономической связке, можем ли мы обойтись без членства в альянсе, люди все еще не дождались. Казахстанцы не знают ответов и на другие вопросы. Например, актуален ли этот Союз в его сегодняшнем виде, действительно ли таможенные пошлины делятся со вселенской несправедливостью и чем может обернуться для казахстанцев затягивание с решением наболевшего вопроса? Во всем этом разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.

Опуская лирику о единстве, равенстве, братстве в Союзе, в котором две из пяти стран находятся под невиданными доселе санкциями, отечественные эксперты в один голос твердят, что быть в одной лодке с воинствующими соседями в нынешних условиях – это рыть яму собственному народу.

Накануне экономист Алмас Чукин прямо заявил, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) как объединение из пяти экономик нынче абсурдно и доживает свои дни. Он предложил вернуть таможенников на границы внутри альянса. Действительно ли картина далека от безоблачной, и казахстанцам грозит потеря торгового рая, если чиновники и дальше будут откладывать вопрос выхода из него в дальний ящик?

Эксперт в сфере общественного мониторинга Жанат Нургалиев тоже считает, что с экономической точки зрения Казахстан несет большие убытки и ЕАЭС попросту не выгоден. Помимо того, что 85% доходов распределяется в бюджет России, еще 5% идет Беларуси, сейчас РФ начала применять ответные санкции, говорит он.

«Для импортных товаров в Казахстане могут появиться искусственные препоны. Например, на границах ЕАЭС со стороны Беларуси или России, чтобы не завозили продукцию из так называемых недружественных стран. Хотя она может быть импортирована нам. Нам сейчас надо замещать ту продукцию, которую мы не можем поставить из России. Элементарно, вы же видите, какая ситуация по ценам на ту же канцелярскую бумагу. В некоторых точках цена выросла до 10 тысяч тенге. Россия сейчас не может производить в старых объемах, сырье импортировалось из Европы. Соответственно, надо искать других поставщиков, в том числе в Европе, в Китае. И пошлины, установленные в рамках ЕАЭС, не выгодны», – утверждает Жанат Нургалиев.

Впрочем, не все столь категоричны. По мнению старшего аналитика Applied economics research centre (AERC) Евгении Пак, при каждом геополитическом кризисе у нас в стране поднимают вопросы о целесообразности существования Союза, ссылаясь на неравное распределение таможенных пошлин и доминирующее положение России. Но чаще всего подобные суждения аналитиков поверхностны и только наводят смуту в обществе, считает она.  

«Начнем с того, что ЕАЭС в отличие от Европейского союза является чисто экономическим, а не политическим союзом. Более того, ЕАЭС – это не просто таможенный союз, но общий рынок, подразумевающий 4 свободы – свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Почему-то про капитал и рабочую силу часто забывают, когда говорят о целесообразности ЕАЭС», – поясняет Евгения Пак.

Ничего критического она не видит и в дележке доходов. По ее мнению, на деле все прозрачно и при распределении в Казахстан пришли все таможенные пошлины в полном объеме, убеждена Пак.

«В прошлом году ЕАЭС импортировал товаров и услуг на сумму 318,5 млрд долларов. Из них Россия импортировала на сумму 271,6 млрд долларов или 85,3% от общего импорта ЕАЭС, Казахстан импортировал на сумму 22,7 млрд долларов или 7% от общего импорта ЕАЭС. Смотрим на распределение таможенных пошлин – 85% таможенных пошлин идет России, 7% Казахстану. Все прозрачно. На сколько мы ввезли товаров, столько пошлин мы и получили», – приводит она данные.

Экономист Жанат Нургалиев считает, что сейчас необходимо оперативно принимать решения, а не ждать длительную процедуру согласования, плюс ко всему сейчас предлагается перевести расчеты в рубли. Россия, напомним, заявила о «едином рублевом пространстве» ЕАЭС. 

«Кто сейчас будет работать с рублями, вы сами себе представляете? Тот же самый Китай. Вероятнее всего, на нас это тоже распространяется. Уже поднимались вопросы о том, что надо отходить от связки тенге-рубль. Если рубль падает, это же не значит, что тенге тоже должен обесцениваться. Получается, законами, принятыми в рамках ЕАЭС, мы связаны по рукам и ногам», – пояснил он.

Ранее казахстанские эксперты в пух и прах разнесли эту идею.

Еще один пункт не в нашу пользу – технические регламенты. Если мы хотим завезти какую-то продукцию, она должна соответствовать регламенту, который на 80-90% составлен на основе российских правил, поясняет эксперт.

«В свое время эти техрегламенты пролоббировали, и, если не будет соответствия с ними, могут создаваться искусственные препоны. Уже были случаи, как на границах стоят наши фуры, их в ручном режиме пропускают. Все это создается для того, чтобы как-то повлиять на Казахстан. Потом этот трубопровод КТК, тоже предполагаю, что эта авария не просто так. То есть это тоже одна из точек влияния», – подчеркивает эксперт.  

Понятно, что резко выйти из альянса будет сложно, но нельзя забывать о чрезвычайной ситуации. Именно сейчас нужно принимать решение, говорит наш собеседник. Сегодня по таким правилам этот Союз не актуален и не выгоден. Как говорится дружба дружбой, а служба службой. Чтобы спасти экономику, придется делать эти болезненные, но необходимые шаги, уверен экономист. Иначе нам грозит коллапс в стиле 90-х, потому как Казахстан – слишком импортозависимая страна.

«Сейчас речь не идет о годах, счет идет на месяцы, если не на недели или дни. Промедление в сегодняшней ситуации сродни катастрофе. Вопрос стоит ребром – дело экономического благосостояния, благосостояния народа должно быть на первом месте. Иначе нам действительно грозит обнищание, отсутствие элементарных товаров в магазинах и, вполне возможно, дефицит», – резюмирует Жанат Нургалиев.

Многие его коллеги и ранее предостерегали власти. По их мнению, членствуя в организации, Казахстан легко может попасть под санкции.