«Неуважение к закону»: эксперты раскритиковали российские магазины в Казахстане

Автор: Смагулов Амир

Законно ли отказывать клиентам в обслуживании местными картами, рассказали эксперты

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Казнет буквально взорвался от сообщений о том, что российские магазины в Казахстане уже несколько дней не принимают оплату картами наших банков. Клиентам они поставили условие: платить либо картами «Сбербанка», либо наличными. Насколько правомерны подобные требования и что грозит иностранным бизнесменам за игнорирование казахстанских законов, выяснял корреспондент Azattyq Rýhy.

Казахстанские покупатели, привыкшие к цифровому all inclusive, всеобщему торговому безналу и «виртуальным» деньгам на своих счетах, с помощью которых можно онлайн рассчитываться практически за все и вся, были весьма ошарашены новыми правилами расчета в российских магазинах Fix Price, Светофор, New Yorker.

Для большинства людей это значит одно – всем известные геополитические события все же отразились и на рядовых казахстанцах, как бы не убеждали нас в обратном российские коммерсанты. Новые правила игры наши покупатели совсем не оценили и раскритиковали их в пух и прах.

«Зачем такие магазины, которые не принимают народные требования, пусть закрываются», «Пусть эта сеть возвращается в свой таежный угол и там свои правила устанавливает», «Напрямую наши деньги уходят из Казахстана, пусть закрываются тогда, и не диктуют нам свои правила», «За державу обидно, командуют, кто хочет и как хочет. В результате мы рабы», – недовольны казахстанцы нововведениями российских магазинов.

Иностранные сети по продажам товаров и услуг в Казахстане далеко не редкость. Все они работают, как говорится, на равных с местными предпринимателями. Требование для всех одно – соблюдать наши законы. Однако некоторым все же наплевали на них и придумали собственные правила. Председатель национальной Лиги защиты прав потребителей Казахстана Светлана Романовская категорична в этом вопросе. По ее мнению, подобные действия с их стороны – нонсенс и попросту незаконны.

«Безусловно, и однозначно, подобные требования незаконны, абсолютно незаконны. Это нонсенс на самом деле. Во-первых, они осуществляют деятельность на территории Казахстана. Любой предприниматель, представитель иностранного бизнеса, который продает товары или услуги населению, должен подчиняться законам этой страны, в данном случае законам нашей страны. Они работают в Казахстане, и в первую очередь должны работать по казахстанским законам. Не имеют права так делать», – подчеркивает она.

Так что возмущения покупателей вполне естественны и обоснованы, считает она. И в таких случаях желательно не жаловаться в соцсетях, а обращаться в Службу экономических расследований.

«Надо обязательно обращаться для того, чтобы они предприняли меры по этому поводу. Это требование распространяется на всех, везде бизнесмены обязаны осуществлять деятельность на основании законодательства страны, в которой работают. Это касается всех магазинов, парикмахерских, медицинских центров и прочих. Любой иностранный предприниматель обязан действовать на территории страны именно на основании законодательства этой страны. А если откажутся, значит, они будут платить штрафы», – утверждает Светлана Романовская.

С ней солидарен и экономист Марат Абдурахманов. Он считает, что российские магазины своими действиями не просто игнорируют законы, но и выказывают неуважение к казахстанским клиентам.

«Мое мнение очень простое и понятное. Есть закон о защите прав потребителей, в соответствии с которым карты всех банков должны приниматься во всех точках продажи. Нет разницы, какого банка. Если отказывают в расчете казахстанскими картами, значит, не могут выполнять установленные законом обязательства, условия по приему платежных карт.

Каждый потребитель имеет право написать заявление в соответствующие органы, если ему отказывают в приеме карты любого банка в любом магазине. На этом основании проводится расследование, магазину накладывается штраф в размере не менее 612 тысяч тенге (200 МРП)», – убежден эксперт.

По его мнению, на ситуацию следовало бы обратить внимание Агентству по защите и развитию конкуренции. Как минимум необходимо оштрафовать сеть магазинов. Либо и вовсе закрыть.

«Магазин отказывает в приеме карт банков страны, в которой осуществляет деятельность. Это называется «выстрелили себе в ногу», поскольку пострадают они сами в первую очередь. Себе хуже делают, потому что урон от этого понесет сама компания», – считает Марат Абдурахманов.

С экономической стороны урон заключается в фиаско маркетинговой политики, и конечно, финансовой. Что касается маркетингового провала, здесь все ясно – любая компания годами тратит деньги на рекламу своего бренда, магазина. А с такими требованиями покупатели попросту могут объявить негласный бойкот, и он будет распространяться на всю сеть. Это приведет уже к падению продаж. Тот, кто придумал такой «выход» из ситуации с санкциями, гениальный убийца своего же бизнеса, считает наш собеседник.

«Карты «Сбербанка» фактически не работают в Казахстане. Ими расплатиться где-либо вообще практически невозможно. Потому что сеть Visa отключила банк от своего функционала. Наших держателей это тоже коснулось, этими картами расплатиться уже невозможно. Сейчас люди не знают, что делать. По мониторингу, уже есть четыре таких факта – два в Нур-Султане, один в Алматы, один в Шымкенте», – рассказывает Марат Абдурахманов.

По сути, выходит, что российские сети сделали себе антирекламу, подняли шум, который играет против них же.

«После такого скандала покупатели, скорее всего, туда не пойдут. Будут покупать в других местах. Но они точно будут знать, что эти деньги не пойдут на финансирование агрессии в Украине. Это моральное удовлетворение для большинства покупателей, и сеть при таком подходе может очень быстро закрыться. Это же бизнес, здесь нет сантиментов. Неправильный маркетинг может привести к краху любого бизнеса. А если и далее постоянно не выполняют требования казахстанского законодательства, то большой вопрос, как и почему они вообще здесь работают?», – резюмирует экономист Марат Абдурахманов.

Российские бизнесмены не в первый раз нарушают казахстанское законодательство. В октябре прошлого года на банкоматах «Сбербанка» в Туркестане появилось объявление, где клиентов призывают отказаться от выбора казахского языка, иначе якобы устройство может выйти из строя.