«Творят чехарду»: эксперименты чиновников и очередное подорожание электричества

Смагулов Амир
23.03.2022, 11:47

Теперь население будет платить по тем же тарифам, что юрлица и бюджетные организации

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Чем объяснить очередное повышение тарифов, государственные мужи нынче уже не знают. Фантазия настолько исчерпалась, что осталось ухватиться за дифференциацию потребителей. Разумеется, это спасательная соломинка – для них, и уже новые цифры в квитанциях за свет – для нас. Почему люди будут платить больше? Насколько поднимутся тарифы и куда же пойдут собранные деньги – на обновление линий электропередач, новое оборудование, развитие зеленой энергетики или в карманы чиновников? В ситуации разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.

Глава Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин озвучил предложение, которое осталось без должного внимания. Он предложил отказаться от дифференциации потребителей и сделать тариф единым для всех, чтобы и физлица, и юрлица, и бюджетные организации платили по одной ставке.

«Постепенно выровняются тарифы. Во всем мире физические лица платят больше юридических. Мы постараемся до 2025 года убрать эту дифференциацию», – заявил он на круглом столе в Мажилисе.

В качестве примера он привел ТОО «Астанаэнергосбыт», действующее в Нур-Султане. Компания «заходит» по среднему тарифу 19,84 тенге за киловатт в час и этот тариф дифференцируется по трем группам потребителей. Бытовые потребители платят 13,59 тенге за киловатт в час, юридические лица – 22,43 тенге, бюджетные организаций – 50 тенге.

Отказ от дифференциации вовсе не означает, что тарифы пойдут в сторону уменьшения, ближе к бытовым потребителям. Напротив, теперь люди будут платить больше.

«По планам АЗРК (Агентство по защите и развитию конкуренции) отмена дифференциации приведет к повышению тарифа для населения. Потому что во всех без исключения регионах тарифы делятся на три категории: для физических лиц, юридических лиц и для бюджетных организаций. Везде у населения тариф меньше, у МСБ побольше, а у бюджетников самые большие. Поэтому усреднение будет понижать тарифы для МСБ и бюджетников, а для населения они вырастут», – утверждает экономист Петр Своик.

Экономист, экс-глава компании по управлению электрическими сетями KEGOC Асет Наурызбаев считает, что действительно пора избавляться от такой существенной разницы в квитанциях. Ситуацию, когда один и тот же киловатт в час стоил в одном месте, допустим, 15 тенге, а в другом – 30, он назвал странной.

«Это очень странная ситуация была. Она искривляла рынок. Если в среднем электроэнергия приходит в город по 19 тенге, то все должны платить по 19. И то, что происходило – искривление силовых сигналов, все датировались. А что происходит, когда все датируется? Бедные потребляют мало, потому что у них мало электроприборов, а богатые имеют много электроприборов и их датируют много. Например, если у вас 500 кВт часов набегает, то, допустим, каждый кВт/ч на 5 тенге дешевле будет. Значит, вас на 2500 тенге датируют. А у богатых 2000 кВт/ч в месяц и, получается, их на 10 000 тенге датируют. Это был глупый абсурд и это надо исправить. Богатые должны платить полностью, а бедные должны получать адресную социальную помощь», – считает Асет Наурызбаев.

Малоимущим, к слову, действительно Жумангарин от имени государства пообещал помогать. А вот все остальные будут платить больше. Теперь придется каждый месяц экономить на лишнем килограмме мяса.

Теперь о том, почему же понадобилось так изощряться и мудрить со схемой. Ведь можно было традиционно поднять тарифы без лишних объяснений, не вдаваясь в детали. Как рассказывают эксперты, проблема в разнице между тарифами все-таки есть. Причем она не появилась вчера, она уже разрослась как раковые клетки и превратилась в огромную опухоль.

«Если электроэнергия стоит 19 тенге, а бюджетники платят 30 тенге, то, естественно, к ним подходят независимые перепродавцы и говорят: «Давайте мы вам будем продавать по 25 тенге, а пятерку вы положите себе в карман». Это такая схема, приводящая к тому, что все дорогие потребители уходят из бывшего монополиста «ЭнергоСбыта» и у него начинает не хватать денег, потому что дорогих потребителей увели», – объясняет Наурызбаев.

Но и это всего лишь верхушка айсберга. Смотреть надо глубже, в самый корень проблемы – долгосрочные контракты, которые заключаются далеко неконкурентным образом с помощью эдаких «базаркомов», говорит Петр Своик.

«Эти контракты полностью не прозрачны. И таким образом на оптовом рынке делится почти все 100% потребляемой электроэнергии. Из них примерно 80% полностью засекречены. Неизвестно, кто купил, у кого купил, по каким тарифам, и в каком объеме. Это государственная тайна. А что касается 20% – они рассекречиваются, потому что это как раз тот объем электроэнергии, который падает на региональный «ЭнергоСбыт. Это население, МСБ (крупный бизнес остается в засекреченной части) и те самые бюджетники. И вот эти 20% электроэнергии, закупаемые на оптовом рынке, только о них мы и знаем», – объясняет Своик.

То есть мы знаем, по какой цене каждый регион купил необходимый ему объем. Этот объем региональная компания начинает делить вместе с акимом и разделять средний тариф на бытовых потребителей, МСБ и бюджетные организации.

«Проблема то не в том, что «ЭнергоСбыт» и акимы в каждой области творят чехарду, а проблема в том, что на оптовом рынке нет прозрачности, понятности, там все засекречено. И если уж наводить порядок с тарифами, то надо начинать с оптового рынка, а не с другого конца», – рекомендует экономист.

Так что отмена дифференциации не приведет ни к чему хорошему, кроме социального недовольства, считает экономист. Причем от того, что казахстанцы станут платить больше, денег в казне не прибавится.

«Никаких денег не будет. Речь идет всего лишь об отмене тарифной разбежки между категориями потребителей, которые устанавливают региональные власти. Объем и тарифы на оптовом рынке не меняются.  Меняется только то, что население будет платить больше, а МСБ и бюджетники меньше. Вот и все», – заключил Петр Своик.

Жан МУРЗА

Вам будет интересно: