Мы станем банкротами? Что ждет казахстанцев после падения курса тенге

Смагулов Амир
04.03.2022, 06:19

Эксперты рассказали, как повлияет на цены дальнейшее снижение курса нацвалюты

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Казахстанцам не понаслышке известно, что такое резкий рост цен и девальвация. Недавнее и внезапное снижение курса нашей валюты в очередной раз заставило граждан затянуть пояса и заново пересчитать свои доходы.  Экономист, член всемирной Ассоциации профессиональных исследователей рынка и общественного мнения ESOMAR Тимур Айсаутов специально для Azattyq Rýhy рассказал, ждать ли дальнейшего роста ценников на товары и услуги, и чем обернется для экономики дальнейший рост доллара.

Многие казахстанцы, затаив дыхание, ежедневно следят за цифрами на табло обменников, потому как для большинства казахстанцев понижение стоимости национальной валюты означает неизбежное повышение расходов на ежедневные траты и снижение зарплат. Так ли это на самом деле и на какие товары ждать роста цен?

Экономист, член всемирной Ассоциации профессиональных исследователей рынка и общественного мнения ESOMAR Тимур Айсаутов поясняет, что это правило не всегда верно. Он уверяет, что с падением тенге в первую очередь подорожают импортные товары, а казахстанские, скорее всего, останутся на прежних позициях.

«Если тенге не вернется к прошлому курсу и будет продолжать падение, то есть будет продолжаться девальвация, то в первую очередь у нас подорожает импортная продукция. Вся. Если девальвация составит 20%, то, соответственно, импортная продукция подорожает на 20%, потому что она вся покупается за валюту, не за тенге. Что касается казахстанской продукции, то здесь продукты питания, вероятно, меньше всего вырастут в стоимости, если вообще вырастут», - убежден эксперт.

Товары нашего производства если и будут дорожать, то только из-за импортных компонентов. Это, например, какие-то ингредиенты, упаковка, оборудование.

«К примеру, продукты сельского хозяйства будут дорожать в меньшей степени либо вообще не подорожают. То есть, там, где есть импортная составляющая, она будет расти в цене пропорционально курсу доллара», - поясняет экономист.

То же самое касается и зарубежных товаров, которые казахстанцы привыкли заказывать напрямую на иностранных торговых площадках, где расчет идет в долларах. Здесь казахстанцам придется раскошеливаться, потому как цены автоматически конвертируются по сегодняшнему курсу. Это касается и  зарубежных путешествий, и техники, и автомобилей.

А вот с российскими товарами история прямо противоположная. Если рубль дальше пойдет вниз, то и цены последуют за ним.

«Стоимость продукции российского производства зависит не от тенге, а от паритета, то есть соотношения курса тенге к рублю. Если сейчас рубль упадет по отношению к тенге, цены на товары снизятся. Например, ранее паритет всегда был в соотношении 5,5 тенге за рубль.  Если сейчас рубль упадет до 4 тенге, или до 3 тенге, соответственно, продукция российского производства станет дешевле в 1,5-2 раза», - заявляет Тимур Айсаутов.

Однако, по словам экономиста, такой расклад отрицательно скажется на экономике страны. То есть, с одной стороны, снижение цен, конечно, хорошо для потребителя, но с другой это будет убивать нашего производителя. Производства будут закрываться, работники отправляться в отпуска, либо увольняться. Поэтому есть и минусы в том случае, если соотношение рубля к тенге просядет.

«Это связано с тем, что, к примеру, мясная, молочная продукция, то есть не сельскохозяйственная, а именно производственная, пищевая промышленность вся просядет. То есть российская продукция будет дешевле, наша дороже. Наши конфеты подорожают, мясная, колбасная, молочная продукция, все это подорожает. А народ всегда выбирает деньгам. Там, где дешевле, то и будет пользоваться спросом. Вы не заставите людей покупать казахстанское на патриотизме. Народ покупает то, что стоит дешевле на полках. Это просто тупиковая ситуация», - убежден эксперт.

В сухом остатке получается так: если наше производство не сможет продавать продукцию у себя на рынке, значит, они попросту перестанут быть конкурентными на рынке. По мнению Тимура Айсаутова, это очень негативный сценарий. При этом Национальный банк, конечно, старается держать паритет, чтобы в случае сильного удешевления, девальвации рубля курс тенге тоже падал. Но здесь еще учитывается и настроение людей, чтобы не было катастрофических последствий.

«Если рубль упадет, к примеру, до 120-150 за доллар, то наш тенге будет стоить около 800-900 тенге за доллар. Это, конечно, катастрофический сценарий. Но если Нацбанк будет держать курс 450-470 тенге за доллар в то время как рубль будет продолжать снижение, это еще более худший вариант», - объясняет Тимур Айсаутов.

При таком раскладе золотовалютные резервы Нацбанка просто закончатся в течение 8-9 месяцев, потому что вся валюта будет уходить за границу, утверждает наш собеседник. Такое уже было в 2014 году, когда из-за снижения рубля казахстанцы массово ездили к ним за товарами. В частности, многие ввезли авто по дешевке. Тогда, напомним, рубль уронили с 32-35 до 75-80 за доллар.

«В то время у соседей покупали буквально все - от одежды, мебели, бриллиантов до машин и недвижимости. Привозили по 2,3, 4 машины, скупали квартиры, ездили лечить зубы и так далее. Народ массово побежал. Но денег от этого праздника хватило нам буквально на 9 месяцев. Потом курс тенге тоже снизился. Но страна должна жить по средствам. Если рубль падает, то сколько мы продержимся? Полмесяца, месяц. Если мы и дальше будем так стоять полгода-год, то страна просто останется без денег, мы просто станем банкротами», - заявляет экономист Айсаутов.

За то время из страны утекло около 30 млрд долларов. Российская экономика более «заточена» на свою нацвалюту, говорит экономист. То есть даже если курс доллара повышается, цены на прилавках растут не настолько значительно. У нас же если доллар повышается, вслед дорожают многие товары и услуги, потому как они зависят от курсов валют.

«Опять-таки вопрос импортной составляющей. Цены поднимаются, потому что в тех же стоматологиях оборудование все импортное. Поэтому они вынуждены поднимать стоимость своих услуг. Но здесь вопрос в том, насколько эти цены по карману большинству населения. Зарплаты-то не успевают за ростом курсов валют. В России же стоматологическое оборудование в большинстве российского производства. То есть дело в том, что внутренняя обеспеченность у них выше, чем у нас», - подчеркивает эксперт.

Почему же при таком раскладе цены на товары, а также курсы валют, к примеру, кыргызского сома и узбекского сума остались неизменными? По мнению Тимура Айсаутова, здесь учитывается небольшая доля импорта Кыргызстана, а Узбекистан и вовсе не является членом ЕАЭС.

«Кыргызстан - член ЕАЭС, но экономика сравнительно маленькая, приравнивается по размерам к экономике одной казахстанской области, и доля импорта во внешней торговле меньше. Импорт составляет малую долю в их потребительской корзине», - отвечает экономист.

У казахстанцев же при развитии негативного сценария не исключен и психологический фактор – паника. Население ожидаемо отправится массово скупать валюту, и такие ситуации уже были не раз. Наш собеседник считает, что в такой ситуации лучше не паниковать, а прислушиваться к рекомендациям Нацбанка.

«Нацбанк принимает меры, чтобы уберечь накопления от обесценивания. К примеру, сейчас тенговые депозиты обеспечены гарантией в 10%. А паника очень опасна, паниковать не стоит. На сегодняшний день курс не зафиксировался, потому окончательные прогнозы пока делать рано. Что касается удорожания, конечно, предприниматели могут повысить ценники, но будут ли деньги у населения для оплаты этих услуг и покупки товаров, большой вопрос. Потому как зарплаты у большинства населения остались на прежнем уровне, а значит, люди просто не смогут удовлетворить финансовые запросы предпринимателей и покупать их товары и услуги», - резюмировал экономист Тимур Айсаутов.

Ранее экономисты представили прогноз о том, что будет с курсом тенге. На курсовые скачки уже отреагировал рыное недвижимости. Эксперты из этой сферы рассказали, подорожает ли жилье в Казахстане.

Вам будет интересно: