СрочноNur Otan победил в 86% округов на выборах сельских акимов

Освоить Кашаган за 130 лет – бред или реальность?

Сейтказин Ардак

Разработку самого крупного и проблемного месторождения планируют закончить в 2150 году

Кашаган всегда называли кладезем нефти и проблем. Множество аварий, ошибки, которые стоили миллиарды долларов, сложные условия добычи. Как ни странно, все это будет продолжаться еще очень долго. Полное освоение месторождения займет ни много ни мало 130 лет. Зачем инвесторы собираются тянуть лямку почти полтора века, выяснял корреспондент Azattyq Rýhy.

В прошлом году Кашаган отметил свой 20-ый юбилей. Но нефтяники как вчера помнят его тяжелый и длительный запуск. Начиная с 2005 года сроки постоянно переносились из-за бесконечных аварий и оплошностей. В итоге эксплуатация началась в 2013 году.

Сейчас Кашаган дает по 15 миллионов тонн нефти. В планах – довести добычу до 40 миллионов тонн. Но чтобы получить такой выхлоп, требуется полномасштабное освоение, которое по прогнозам Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Атырауской области займет 130 лет.

Аналитики нефтегазового сектора советуют чиновникам спуститься с небес на землю и посмотреть на ситуацию трезво – такие долгосрочные планы они назвали бредом. Во-первых, из-за инвестиций. Дело в том, что все банки мира сейчас перестали выдавать кредиты на нефтяные проекты, которые не окупятся в течение 15 лет.

«Банки из-за пандемии ввели жесткие меры. Если до 2035 года данный проект не окупится, то его не будут финансировать. Мне интересно, какой глубокий анализ они использовали? Кто поверит этому бреду? Это полнейший бред. За 5-6 лет можно дойти до 50 миллионов баррелей в год. Чиновнику, который это написал, наверное, дали задание нарисовать долгосрочный план добычи нефти на Кашагане и этот сумасшедший взял и написал. Я так расцениваю это. Потому что главный инструмент – не нефть, а деньги. Люди, которые выдают эти деньги, запрещают кредитовать проекты, которые не окупятся до 2035 года», – утверждает председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков.

Если дойти до 40 миллионов тонн можно за 5-6 лет, зачем растягивать процесс аж на 130 лет вперед? Инвесторам так выгоднее, ведь соглашение о разделе продукции действует лишь до 2040-ых годов, а долгосрочное освоение позволит им оставаться на нашем рынке и зарабатывать еще долгие годы.

«Наши инвесторы разжирели. Когда они только пришли, мы им давали месторождения, в которых запас нефти исчислялся миллиардами. Ежегодно до 20-30 миллионов. А нынешние месторождения Абай, Каламкас миллион ежегодно дают, не больше. С точки зрения объема для них это маленький объем. И поэтому они тянут кота за хвост. Им подавай месторождения, которые дают 20-30 миллионов тонн ежегодно», – продолжил Жаксылыков.

Морское месторождение Кашаган разрабатывает сейчас консорциум North Caspian Operating Company, куда входят шесть иностранных компаний – Eni, ExxonMobil, Shell и Total (по 16.81% каждая), CNPC (8.33%), Inpex (7.56%) и казахстанский «КазМунайГаз» (16.88%).

По данным Союза нефтесервисных компаний, к концу года уже начнутся работы на Кашагане. Сейчас казахстанские нефтесервисные компании работают на Тенгизе, где проект расширения выполнен на 60-70%.

«Это говорит о том, что через 2-3 года работы там закончатся и все нефтесервисные компании освободятся. Они дальше могут перейти на Кашаган. Но есть один большой вопрос – а будет ли на Кашагане  казсодержание? Сейчас идут тяжбы с инвестором NCOC и операторами, так как инвестор вообще хочет поменять политику казсодержания. Они вообще хотят убрать этот пункт», – говорит наш собеседник.

При этом во сколько оцениваются расходы на полномасштабное освоение, не сообщается. По разным источникам известно, что на сегодняшний день на разработку потрачено уже больше 60 миллиардов долларов, а полное освоение будет стоить 130 миллиардов долларов. И то не факт – проект может подорожать в разы. 

«Подорожание возможно. Даже в то время по завышенным ценам все покупалось. Даже тогда накручивалась стоимость. Поскольку Кашаган разрабатывали по соглашению о разделе продукции, то согласно этим договорам инвесторы сначала возмещают все свои затраты, а потом начинает получать доход государство, на территории которого разрабатывают месторождение. Поэтому понятно, что затраты инвесторами умышленно завышались, чтобы потом большую долю получить в качестве нефти. Там итак само месторождение дорогое, плюс еще накручивание цен. Это привело к тому, что Кашаган стал самым дорогим месторождением в мире», – говорит аналитик нефтегазовой отрасли Сергей Смирнов.

Возможно, проект станет еще дороже, если учесть гибель рыб и морских животных. Северо-восточный Каспий, где находится Кашаган, – это нерестилище ценных пород рыб.

«Месторождение находилось в природоохранной зоне. В годы независимости была нефтяная горячка, все подряд разрабатывали, сократили природоохранную зону. Здесь просто массовое отравление животных будет на Каспии. Я думаю, что при полномасштабном освоении возможны технологические аварии, плюс экология будет страдать. Хотя даже сейчас там сбросы нефтеотходов существуют. Говорят, конечно, что сбросы нулевые, но на таком месторождении, я полагаю, сложно избежать сбросов. Ситуации такие обычно замалчиваются», – говорит Сергей Смирнов.

Загадывать, что будет через 130 лет, никто не берется. Аналитики говорят, что каждый день молятся, чтобы цены на углеводороды продержались на 70 долларах за баррель хотя бы до завтрашнего дня, не говоря уже о десятках лет.

Жан МУРЗА

Вам будет интересно
Выборы акимов: сельчане ждут перемен
«Кабинетные министры»: что не так с Минсельхозом?
Медотвод от вакцинации: сколько стоит и где его продают?