Родители против МОНа: назван решающий аргумент в пользу российских школ
Казахстанцы намерены судиться с ведомством, отстаивая право своих детей на зарубежное образование
Очередной скандал набирает серьезные обороты в образовательной системе страны. Министерство образования и науки объявило войну казахстанцам, чьи дети дистанционно обучаются в зарубежных школах. Однако родители так просто не сдаются – они написали письмо в администрацию Президента, готовят с юристами иск в суд, собирают подписи под петицией и объединяются в группы. Почему для них так важно обучение в иностранной школе, сколько это стоит, чем плоха наша система и главное – на что они готовы ради образования своих детей? Ответы на эти вопросы записал корреспондент Azattyq Rýhy.
Помните прошлогодние жаркие споры, жалобы и скандалы, связанные с «карантинным» образованием? Учебу по мессенджерам, зависающие платформы BilimLand, Кунделик критиковали многие. Устав ждать нормально выстроенной работы, некоторые родители нашли альтернативу – посадили своих детей за парты иностранных школ. Дистанционно, конечно.
Псевдодистанционное обучение: как преподаватели ходят в подпольные интернет-клубы
Спустя год, когда многие ученики перешли на зарубежное обучение, Министерство образования и науки опомнилось. Чиновники в срочном порядке внесли изменения в закон «Об образовании», которые обязывают детей учиться исключительно в казахстанских школах. При этом в иностранных получать знания тоже можно, но лишь в качестве факультатива.
Теперь давайте разберем, почему, собственно, казахстанцы предпочли нашим школам зарубежные. В основном российские.
Набор причин, забегая вперед, скажу, у всех родителей стандартный – качество знаний, качество школьной инфраструктуры и качество знаний учителей.
«Кунделик вели и ведется некачественно, задания даются вразрез тому, что выдают в WhatsApp, память планшета забивается из-за бесконечных сообщений – ответов учеников. Работы над ошибками нет, пояснений от учителей нет, а в итоге-то оценки у ребенка снижались. Из-за несуразных ответов учеников и повального списывания я окончательно убедилась, что уровень обучения у нас ниже плинтуса. На мои вопросы директор школы и классный руководитель мне сказали, мол, у нас обычная школа», – рассказывает Татьяна.
Зависающая программа и отсутствие работы над ошибками – еще полбеды. Куда серьезнее проблема качества знаний, твердят родители в один голос. По их словам, в учебниках огромное количество ляпов. Книги больше похожи на справочники, где информация дается очень поверхностно и детей не обучают самому главному – умению анализировать, критически мыслить, излагать свою точку зрения.
«В учебниках некорректно изложена информация. Бывают такие задания, что ум за разум заходит. Сокращаются часы русского языка. За счет программы учителя полноценно не могут нормально изложить материал и опросить учеников. Все галопом, по верхушкам. Я раньше удивлялась, почему детям нанимают столько репетиторов. А сейчас понимаю», – отметила Наталья.
Проблема с нехваткой школ по-прежнему актуальна, отсюда – трехсменки. Зачастую с грязными туалетами, а где-то они и вовсе находятся за пределами здания школы. Но и это не все претензии.
«Меня не устраивают неадекватные учителя, которые кричат на моих детей и унижают их. Не устраивает процесс воспитания, в котором детей загоняют в стресс угрозами и запугиванием. В школе нет мотивации, есть только шаблоны, деструктивное поведение педагогов и постоянные требования. Детей не учат, их дрессируют быть удобными и не думающими», – подчеркивает Зарина.
Вкупе все это и вынудило казахстанцев обратить внимание на школы, где, по их словам, предлагают более качественные знания и нормальные условия обучения. В частности, российские школы, утверждают они, хороши продуманной платформой, насыщенной и интересной программой с анимацией, видеосюжетами.
«В российских школах изучать два иностранных языка – это норма. У нас два естествознания – это смешанная солянка из всех естественных наук, а у них полноценное изучение географии и биологии. У нас по всемирной истории учат так – «ребята, сегодня читаем от сих до сих», а у них куча интересных видеороликов, презентации, учебник. Необходимость рыскать в интернете в поиске информации отпала. Оценки понятные, с комментариями», – рассказывает о разнице в обучении Татьяна.
В Казахстане же подобное обучение стоит колоссальных денег. У родителей всего два пути – отдать ребенка в государственную школу, качественных знаний в которой, по их убеждению, ждать не стоит, или пристроить в частную, за которую придется выкладывать ежемесячно немалую сумму. Но до недавних пор был и третий вариант – учиться в иностранной школе, где годовая оплата равносильна месяцу обучения в казахстанской частной школе.
«В частных школах на период дистанционного обучения были скидки до 30%, но некоторые даже и этого не предлагали. Минимально частная школа сейчас в Казахстане стоит 160 тысяч тенге в месяц. Это самая дешевая. Примерно столько же стоит в год обучение в российской школе. То есть в 10 раз дешевле», – рассказывает мама пятиклассницы Айна.
Возможно, МОН не хочет, чтобы казахстанцы таким образом «русифицировались»? Мол, в России ведь не преподают казахский язык и историю Казахстана. Но родители нашли выход и из этого положения.
«Казахский язык мы учим. Мы наняли репетитора, два раза в неделю с ребенком занимается. Хотя дочка моя не титульной нации. И все нормально, нет у ребенка никакого отторжения, она учит его как все остальные уроки. История Казахстана – учебник по этому предмету представляет собой небольшую брошюрку, которую можно за день выучить. Это не камень преткновения. Это не то, за что можно цепляться», – говорит Айна.
Интересы родителей и детей вызвался защищать адвокат Жангельды Сулейманов. Он готовит иск к министерству. Параллельно родители написали письмо в администрацию Президента и собирают подписи под петицией с требованием разрешить казахстанским малышам обучаться в иностранных школах (на момент публикации свыше 800 голосов).
Ромина МАКАРИМОВА
Миллионы на ветер: новая школа рушится в Алматинской области