«В альтруизм Смагулова не верю»: трата пенсионных на авто – очередная кормушка
Вслед за автопроизводителями, за пенсионными казахстанцев придут, например, продавцы «айфонов». А почему нет, раз уж такая пьянка пошла?
Вслед за банками и строительными компаниями «позариться» на пенсионные деньги казахстанцев решили автомобильные компании. Накануне об этом предложении сообщил глава Astana Motors Нурлан Смагулов. Насколько реальна такая возможность, и кто будет следующим, кто захочет пролоббировать свой бизнес, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.
Чиновники еще не расписали правила получения пенсионных денег для лечения, как к ним поспели запросы откуда, как говорится, не ждали – от автопроизводителей. Все, разумеется, под прикрытием благой цели – желанием улучшить благосостояние казахстанцев за счет покупки новых машин казахстанской сборки.
«Предложение о том, чтобы деньги ЕНПФ были направлены не только на покупку квартир, но и на приобретение авто казахстанского производства. Конечно, квартиры – это самое необходимое, но это также стало бы возможностью для казахстанцев обновить машину. Машиностроителям и автокомпаниям будет интересна такая идея», – рассказал Нурлан Смагулов.
Да, вряд ли идея будет интересна тем, кто предлагал тратить пенсионные излишки на оплату обучения в вузах. Им, кстати, отказали. Единственные, кто в данном случае будет в выигрыше – автопроизводители с их коммерческими аппетитами. Аналогия очевидна: как те же банки, в случае повального досрочного погашения ипотечных займов. Проблемных портфелей будто и не бывало.
«На мой взгляд, господин Смагулов руководствуется не заботой о несчастных казахстанцах, которые благодаря огромным пошлинам и сборам не могут купить себе нормальный автомобиль. Он беспокоится о том, что его производство останется без покупателей, что и происходит у казахстанских производителей, чья продукция не пользуется большим успехом, потому что цены большие. Я не верю в альтруизм Смагулова. Он заботится о своем рынке, чтобы его автомобили покупались, чтобы у него был сбыт. А забота о казахстанцах для него не сильно важна. Может он хороший, замечательный человек, но в данном случае, думаю, что он руководствуется в первую очередь своими коммерческими интересами.
Такие люди, как товарищ Смагулов, присасываясь к государственным программам, кормушкам, лет 15 так называемый автопром развивают, развивают, но никак не могут развить, но профит получают с этого ежегодно», – считает председатель независимого автомобильного Союза Эдуард Эдоков.
Другое дело, если предложение прозвучало бы на фоне плачевной картины. Но нет, если верить официальной статистике Союза предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром», дела на сборочных заводах идут отлично. Невзирая на пандемию, карантин и прочие трудности, в прошлом году с конвейеров сошли 77 тысяч машин, объемы выпуска выросли вдвое. Продажи тоже вышли в плюс – казахстанцы купили в дилерских центрах 89 тысяч авто.
У того же Смагулова бизнес идет в гору. Его Hyundai Accent вошел в тройку самых продаваемых машин вместе с Lada Granta и Ravon Nexia. Среди кроссоверов и внедорожников снова в лидерах Hyundai – Tucson и Creta. Но, видимо, проданных 12 тысяч авто недостаточно.
Потому экономист Арман Бейсембаев назвал предложение участников автопрома открытым лоббированием. По его словам, это лишь начало – скоро найдутся другие бизнесмены, желающие запустить свои руки в мешок с нашими пенсиями.
«Это лоббирование своих собственных интересов. Раз пошли деньги с пенсионного фонда, то каждый хочет откусить свой кусочек с этого пирога. Это абсолютно бизнесовая мысль. Если строительные компании и банки прикладывают к этому руку, то почему бы и ему не выступить с таким предложением? Как говорится, раз уж пошла такая пьянка. И я думаю, что Смагулов не последний, кто этого хочет. Там сейчас много кто будет высказывать предложения, мол, а давайте деньги попилим еще и вот так», – отметил Бейсембаев.
Идея, конечно, была бы хороша, если пенсионные могли бы снять все казахстанцы. Дело в том, что ездящим по дорогам страны «корытам» самим давно пора на пенсию. По данным органов адмполиции, на учете у нас стоят 3 миллиона 758 тысяч легковушек. Средний возраст авто вырос с 20.5 до 20.7 лет.
Автопарк страны катастрофически устаревает – ровно половине зарегистрированных машин больше 20 лет. Но проблема в том, что вряд ли 700 тысяч людей, имеющих пенсионные излишки, ездят на старых «девятках» и «нексиях». Но люди, конечно, в любом случае кинутся в автосалоны, будь у них такая возможность.
«Наш человек с удовольствием «растыркает» любые накопления, которые у него были. Если сейчас позволить и это, продавцы «айфонов» скажут: «А почему бы на сбережения казахстанцев не сделать их жизнь лучше, ярче и веселее покупкой «айфонов» за 800 тысяч?». Это пример из той же оперы. Учитывая наш казахстанский менталитет, все так и будет, если разрешат покупку машин. У нас ведь так принято – нет крыши над головой, но обязательно должен быть айфон, новая машина и прочее. Люди таким образом останутся просто ни с чем. Квартира – это все-таки актив, а автомобиль – это не долгосрочное вложение. К тому же новый автомобиль, выезжая из салона, по некоторым оценкам теряет 30% своей стоимости», – говорит Эдуард Эдоков.
С финансовой точки зрения действительно ни машина, ни квартира не являются активами, пока вы на них не зарабатываете. Если вы сами ездите на этой машине и сами живете в этой квартире, то это абсолютный пассив, потому что их надо обслуживать, в них надо вкладываться. Машина имеет свойство ломаться, квартира устаревает.
Но в случае с жильем, лечением и погашением ипотеки все понятно. Однако машина – не жизненно необходимая вещь. Потому интересно, какое решение примут на этот счет чиновники. Что же перевесит – автообновка или здравый смысл?
Ассоциация казахстанского автобизнеса, где, кстати, и состоит Astana Motors, обратилась сейчас в Министерство индустрии и инфраструктурного развития с этим предложением.
Амир СМАГУЛОВ