Катастрофическое обмеление Каспия. При чем тут Россия?

Автор: Azattyq Rýhy

Страны должны бороться с проблемой на самом высоком уровне, говорят экоактивисты

В известном среди научных кругов международном журнале Nature немецкие ученые опубликовали статью, в которой предрешили судьбу Каспия. По их данным, море мелеет быстрее, чем думали ранее. По их расчетам, водоем опускается на 6-7 сантиметров в год. Это может привести к тому, что к 2100 году уровень воды упадет на 18-19 метров, что, конечно, приведет к опустыниванию прибрежных территорий и гибели морской флоры и фауны. Повторит ли Каспий судьбу Арала, экологи рассказали корреспонденту Azattyq Rýhy.

Каспий – уникальный водоем. Ученые до сих пор продолжают спорить о том, как его называть – морем или озером? С одной стороны, водоем без выхода к океану нельзя считать морем. Но с другой, размеры Каспия колоссальны и превосходят Эгейское и Черное моря.

Во-вторых, здесь обитают около 150 видов и подвидов рыб, а также именно в Каспии сосредоточено до 80% мирового запаса рыб семейства осетровых. И в-третьих, здесь добывают нефть.

Так вот, по данным спутниковых снимков, в течение последних 13 лет в северо-восточной части Каспия наблюдается снижение среднегодового уровня воды на полтора метра. С 2005 года море высохло на площади более 5 тысяч квадратных метров, образовались островки и заливы.

«Уровень моря стратегически важен для экологии и экономики. Тем не менее, на картинке видна история колебания моря. Красная линия – максимальный разлив моря и синяя линяя – минимальный уровень моря. Это имело свои экономические последствия, но вот по части биоразнообразия и тюлени, и осетры справились», – рассказывает директор НПУ «Эко Мангистау» Кирилл Осин.

В Каспий впадает 130 рек, но научное сообщество напрямую связывает проблему понижения его уровня с обмелением его главных поставщиков водных ресурсов –  Волги и Урала. 85% водоснабжения приходится именно на них. К несчастью, эти реки сейчас деградируют как никогда в своей истории. Причины просты – загрязнение русел, снижение осадков, серьезный забор воды на хозяйственные нужды.

Эколог Лаура Маликова считает, что тенденция снижения воды в Каспии будет продолжаться из-за того, что река Урал, которая впадает в Каспий, потихоньку умирает. Еще в 2018 году экологи заявляли, что уровень воды в реке достиг рекордного минимума. Однако в 2019 воды стало еще меньше. 

«В Каспийское море впадает река Урал, которая начинается на территории России. Уровень воды в реке каждый год снижается. Раньше уровень реки был 9.5 миллиарда кубометров, в 2018 году сократился до 5.2 миллиарда кубометров, в 2019 году сократился до 3 миллиардов кубометров. Возможно, Россия увеличила использование воды», – говорит эколог Лаура Маликова.

О том, что вряд ли Каспий вернет прежний уровень воды, говорит и Кирилл Осин.

«Предотвратить снижение уровня моря вряд ли возможно – есть у моря своя цикличность, периодические падение и подъем уровня воды. Российская федерация строит свои водохранилища, производит значительный забор вод на нужны сельского хозяйства и промышленности. При этом на фоне изменения климата, снижения осадков реки не успевают пополнять свой объем воды», – рассуждает собеседник.

Если не решать проблему Урала, Каспий может повторить печальную судьбу Аральского моря.

«Вероятность такая не исключается, потому что мы видим, что вода в Урале сокращается. Помимо использования воды на снижение может влиять еще несколько факторов. К примеру, изменение климата. В центральноазиатских странах сейчас говорят об экологии, а западные страны перешли к обсуждению изменения климата. Они рассматривают все комплексно – это не только вопросы воды, это может быть и повышение температуры, смог, биоразнообразие. То есть причиной снижения воды может быть и изменение климата», – считает эколог Лаура Маликова.

Оба эксперта уверены, что настало время, когда нужно от слов перейти к делу. Казахстанско-российские соглашения и переговоры, конечно, шли и были приняты. Но экоактивисты боятся, что договоренности будут работать только на бумаге.

«Решать проблему моря нужно системно на межгосударственном уровне. Подписанный меморандум между министрами экологии Казахстана и России не должен остаться только на бумаге», – заключил эко-активист Кирилл Осин.

Специалисты уверяют, что проблему нужно обсуждать на самом высоком уровне и не только между Казахстаном и Россией. Все прикаспийские страны признают существующие экологические проблемы, однако дальше заявлений дело не двигается. А сейчас, говорят экологи, как никогда необходимо возродить исследования рек Волги и Урала, которые проводились в последний раз в 70-ых годах прошлого века. Не помешало бы и создание научно-исследовательского института по проблемам Каспия, о котором идут разговоры с 2012 года. Здесь системно изучали бы все проблемы моря, начиная с уровня воды и заканчивая биоразнообразием.

Жан МУРЗА