Выборы:55% включенных в списки избирателей проголосовали на выборах в Павлодарской области

Переименование Павлодара и Петропавловска – попытка дерусификации или возвращение к истокам?

Azattyq Rýhy

После скандальных выходок российских депутатов казахстанцы вновь заговорили об избавлении городов от русских названий

Затеянная депутатами Госдумы ссора вокруг наших земель нашла продолжение. Казахстанцы в ответ на провокации предлагают избавить Павлодар и Петропавловск от царских и имен святых апостолов, дав им традиционные казахские названия. Что кроется за этими инициативами – многолетняя обида, антирусская политика или восстановление исторической справедливости, читайте в материале Azattyq Rýhy.

Споры о необходимости новых имен для этих двух городов идут давно. Каких только вариаций и предложений не прозвучало. В разные годы Павлодар предлагали назвать Кереку, Кимакией, Нуршахаром, Нуркентом, Нуркала, Кенесары – в честь последнего хана казахов и даже Ертiс – в честь реки.

У Петропавловска список не столь длинный. Этому городу прочат имя Абылай хана, который в свое время собрал все три жуза воедино и Кызылжар.

Чтобы ответить на вопрос, зачем нужно менять названия, к которым так привыкли сотни тысяч местных жителей, политолог Расул Жумалы предлагает немного окунуться в историю.

Павлодар свое название получил в 1861 году в честь родившегося в 1860 году сына императора Александра II – князя Павла Александровича.

Петропавловск в 1752 году назвали в честь двух русских святых апостолов – Петра и Павла. По мнению Расула Жумалы, многие знают эти исторические моменты, но не многие вспоминают, что до русских названий эти населенные пункты уже имели свои имена – казахские.

Петропавловск звался Кызылжар, а Павлодар – Кереку. Причем последнее название не произошло от фамилии русского купца Корякова, который в начале XVIII века приехал на казахские земли и в местной деревне начал промышленную добычу соли. Павлодарский аксакал журналистики Арман Кани ранее пояснял, что «кереку (кереге)» – слово тюркское и означает «дом», а казахи стали называть деревушку «Кереге», отмечая, что тут их отчий дом.

«Это ведь не новояз, когда названия Петропавловск, Павлодар давались крепостям, которые устанавливала российская империя. Но это не значит, что до XVII-XVIII веков это были пустующие территории. Нет, это были территории казахских племен. Одна из ставок Абылай хана располагалась в Петропавловске, который назывался Кызылжар. То есть это не значит, что историю северного или восточного Казахстана мы должны начинать с момента российской колонизации. За много веков до них там существовала культура, населенные пункты, имелись казахские названия. Вопрос не в том, чтобы сейчас переименовывать на новые казахские названия. Вопрос в том, чтобы возвращать историческую справедливость – исконные названия этих земель», – считает политолог Расул Жумалы.

Нынче не стоит переводить споры о переименованиях в орбиту межнациональных трений – мол, идет замена всего русского на все казахское. Вопрос следует рассматривать с точки зрения здравого смысла, считает эксперт. А здравый смысл подсказывает, что пора восстанавливать историческую справедливость.

Еще в начале 2000-ых годов в Казахстане был принят закон о том, чтобы в ономастической политике постепенно двигаться к деколонизации и десоветизации. То есть убирать названия колониального периода, которые были навязаны в свое время царской империей либо советской властью. Но это не касается людей, внесших свой вклад в развитие нашей страны, говорит политолог. Независимо от их национальности.

«Это не процесс убирания русских названий и замена их на казахские названия. У нас есть целые населенные пункты, например, Риддер, улицы, например, Брусиловского, несущие неказахские названия, при этом посвященные достаточно известным людям, которые внесли свой вклад в развитие, становление Казахстана. Брусиловский, например, внес большую лепту в создание казахской оперы, музыки. Риддер в свое время был одним из тех, кто проводил геологоразведочные работы, открыл много месторождений в этом регионе. Он немец по национальности. Вопрос не в том, казах это, русский, еврей или украинец. Если он послужил на благо страны, значит, объект заслуженно носит его имя.

А люди, в честь которых были названы Павлодар и Петропавловск, не то, чтобы не служили Казахстану, они здесь никогда не были. Они физически даже не посещали Казахстан. С какой стати эти названия должны быть в независимом Казахстане, если по здравому смыслу рассуждать?», – озвучил Расул Жумалы свою точку зрения.

Ономастическая система, разумеется, должна учитывать конкретные политические, исторические, культурные особенности конкретной страны. И, безусловно, в Казахстане, как в независимом, суверенном государстве должны быть названия, которые соответствуют истории, менталитету и традициям нашей страны. Но не стоит забывать, что главное в демократической стране – пожелания и интересы людей. Казахов, русских, немцев, украинцев, турков – абсолютно всех национальностей, живущих бок о бок в мире и согласии.

Ранее, напомним, участники движения «Намыс» провели очередную акцию в Алматы. Активисты резко осудив заявления отдельных российских депутатов касательно земельных подарков России Казахстану, высказались за переименование Павлодара и Петропавловска.

Ромина МАКАРИМОВА 

Великая депрессия по-павлодарски

Вам будет интересно
Выборы акимов: сельчане ждут перемен
«Кабинетные министры»: что не так с Минсельхозом?
Медотвод от вакцинации: сколько стоит и где его продают?