Срочная новостьШтормовое предупреждение объявили в Нур-Султане и девяти областях Казахстана

Не только утильсбор: почему авто в Казахстане дороже, чем у соседей?

Сейтказин Ардак

Отечественный автопром лоббируют на высоком уровне

Фото: mail.kz

В Казахстане в геометрической прогрессии стареет автопарк. По информации республиканского Союза предприятий автомобильной отрасли, за 11 месяцев этого года жители страны поставили на учет 1 миллион 200 тысяч машин и почти все – 1 миллион 90 тысяч – б/у. Причем почти половине этих машин давно пора «на пенсию». Они откатали на дорогах больше двух десятков лет. А среди первично зарегистрированных машин 16 тысяч приходится на армянский и российский транспорт тоже далеко не первой свежести. Почему так обстоят дела и как можно пересадить людей со старых «ведер» на нормальные машины, читайте в материале Azattyq Rýhy.

Казахстанскому авторынку катастрофически не хватает машин. По данным экспертов, на тысячу наших жителей приходится всего 190 машин, тогда как в России и Беларуси на такое же количество людей приходится 340 единиц техники.

В стране сложилась ситуация, из-за которой самым популярным автомобилем стало «корыто», возраст которого давно перевалил за второй десяток лет. Парк перестал обновляться с 2016 года, когда в стране ввели утилизационный сбор. Пошлина начинается от 1 389 000 тенге до нескольких миллионов. Кроме того, при импорте автомобилей старше 3 лет имеется требование по оплате регистрационного сбора в размере 1 389 000 тенге.

К примеру, еще пять лет назад доля 10-летних авто составляла 59%. Буквально через три года цифра выросла до 65%. В 2020, возможно, доля раритетов составляет уже 70%, говорят эксперты.

Мы по сути откатились назад – несмотря на заверения о стремительном развитии отечественного автопрома и все громогласные заверения о заботе об экологии.5b2cefc7-5d45-460f-9e93-befe9e87f47f.jpg

Получилось так, что доступность авто возрастом до 3 лет из-за рубежа за 3-4 миллиона тенге сведена под ноль, так называемый средний класс вынужден покупать новые машины за 12-15 миллионов тенге, а остальным приходится приобретать подорожавшие б/у на внутреннем рынке либо ездить на авто с армянскими или российскими номерами.

«Из-за сборов цены на автомобили в Казахстане в 1.5-2 раза выше, чем в других странах. Мы провели сравнительный анализ цен на автомобили Казахстана и Грузии. Разница в цене существенная!», – констатирует председатель правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Берик Заиров.

К примеру, Hyundai Elantra с пробегом стоит в Казахстане минимум 9.6 тысяч долларов. Аналогичную модель уже в Грузии можно купить в два раза дешевле – за 4.7 тысяч долларов. И так по всем маркам и моделям, если судить по данным, полученным нами от Союза независимого автобизнеса.

d44f071e-54b1-4eee-be6d-b9f7eae125ee.jpg

Вот и остается людям покупать дорогие авто либо ввозить втридорога. Есть еще выход – купить машину «Made in Kazakhstan» по льготному кредитованию. Но если первые годы программа поднимала ажиотаж, то сейчас транспорт в кредит под низкие проценты берут неохотно. В этом году лишь 17% новых авто приобрели под заем.

«Автомобили в кредит покупать крайне непрактично, так как после покупки автомобиль сразу теряет в стоимости. Вместе с тем, выделяемые сотни миллиардов под 0.15 % от БРК позволили Автопрому увеличить автокредитование. Почему такие льготные кредиты не выделяют на приобретение жилья? Автомобиль важнее, чем жилье?», – вопрошает наш собеседник.

К казахстанскому «автопрому» у эксперта отношение скептическое. Берик Заиров считает, что спрос на транспорт местного производства завышен искусственно.

«В 2020 году локализация производства автомобилей составляет всего лишь около 30% – это не автопром, это отверточная сборка. Поэтому у нас увеличилось не производство, а сборка автомобилей», – считает он.

44168b70-c51b-4516-9b38-884b9d78af8e.jpg

При таких жестких ограничениях импорта и поддержки со стороны государства, по его мнению, наши автопроизводители обязаны уже сейчас увеличить локализацию производства до 70% и выпускать основную часть запасных частей для автомобилей, собираемых в Казахстане.

«Вместе с тем, появилась информация о проверке Генеральной прокуратуры в отношении Министерства индустрии и инфраструктурного развития, что «готовые автомобили завозились на заводы по документам в виде «запчастей», чтобы не платить налоги и таможенные пошлины, сроки локализации производств автомобилей просрочены по договорам, МИИР не контролирует исполнение соглашений с автопроизводителями», но в публичном поле не были обнародованы результаты. Мы считаем, что в данном вопросе присутствует полная непрозрачность и крупнейшие диспропорциональные условия для определенных субъектов бизнеса, чего нет в других секторах экономики», – заключил глава Союза независимого автобизнеса.

По его мнению, если ставки по сборам не будут снижены, то цены на подержанные автомобили продолжат расти, так как сейчас автовладельцы просто-напросто перепродают друг другу старые машины. А ценники на новый транспорт тоже поползут вверх из-за роста курса доллара, ведь запчасти в Казахстане не производятся. Скажется на стоимости и монополия автопроизводителей.

Вам будет интересно
«Кожаная одежда и открытые сарафаны»: требования к водителям казахстанских чиновников
Переименование Павлодара и Петропавловска – попытка дерусификации или возвращение к истокам?
Гибель рыб и тюленей, аварии и огромные расходы: аналитики оценили полное освоение Кашагана