Коррупционное дно «СК-Фармации». Вердикт Антикора

Сейтказин Ардак
26.10.2020, 20:01

Ведомство обнаружило коррупционные риски по семи пунктам

Фото: Асета Кундакбаева, baigenews.kz

Этим летом небезызвестную «СК-Фармацию» не ругал только ленивый. Впрочем, единого оператора критиковали и до пандемии. Причин предостаточно: постоянные скандалы, задержания, расследования и где-то в конце этих разбирательств маячит людская проблема – отсутствие лекарств. На этот раз организация снова угодила в опалу. Прежнее руководство в лице Берика Шарипа – на визитах у следователей, а новое в лице Ерхата Искалиева – под пристальным вниманием Агентства по противодействию коррупции, которое составило подробный анализ коррупционных рисков в компании. Подробнее о них – в материале Azattyq Rýhy.

Забегая вперед, скажу сразу: практически вся работа «СК-Фармации» – едва ли не сплошная коррупция, если верить анализу Антикора. Абсолютно каждый этап работы, начиная от закупа лекарств и заканчивая логистикой и зарплатой – непрозрачен, а оттого подвержен коррупционному риску. Остановимся на каждом из этих пунктов подробнее.

Итак, первое – «отсутствие стратегического ориентира на своевременное и полное удовлетворение потребностей медицинских организаций». Самый обобщенный и абстрактный пункт анализа. Говоря проще, у компании нет четкой стратегии, цели и должного контроля со стороны Министерства здравоохранения. Как считает Антикор, «СК-Фармация» уклонилась в сторону коммерциализации, забыв о своей миссии – снабжать людей лекарствами. К тому же де-факто она – монополист на рынке, что нарушает Предпринимательский кодекс.

Во-вторых – сильная бюрократизация системы планирования. С этим у «СК-Фармации» совсем беда. Нужных таблеток на складах не найти, зато не столь важных – целые коробки на десятки миллионов тенге. В Антикоре удивляются, как компания вообще закупает препараты без методики расчета потребности больниц и поликлиник и с информационной системой, постоянно дающей сбои? Отсутствие цифровизации – верный фундамент для коррупции.

Третье – коррупционные риски в системе закупок. Пожалуй, самый объемный пункт и самый коррупционный. «СК-Фармация» до сих пор продолжает практику повторных тендеров по несостоявшимся покупкам. К примеру, «тобрамицин» для детей, страдающих серьезным генетическим заболеванием муковисцидоз, компания не может закупить больше года. Чем лечат детей все это время, разумеется, ее не волнует. Нормально получить препараты в срок не могут и другие больные.

«СК-Фармация» не справлялась со своей работой и до пандемии. Проблемы с поставками лекарств за счет государственных средств у этой организации есть на протяжении всей ее деятельности. Бесконечные скандалы с онкологическими больными, когда прерывается поставка лекарств, при этом у этих пациентов счет идет даже не на месяцы, а на дни. Это равносильно тому, что их обрекают на смерть. То же самое с диабетиками постоянно», – говорит депутат Мажилиса Ирина Смирнова.

Но куда большую озабоченность у Антикора вызвали закупки из одного источника у отечественных товаропроизводителей. Дело в том, что эти закупки не проводятся через тендеры. Прикрываясь благой целью – якобы поддержкой наших фармацевтов, менеджеры напрямую заключают с ними договоры и покупают пилюли по завышенным ценникам. Причем каждый год доля таких закупок только растет. В этом году, к примеру, это 26% от общего объема, а в ближайшие два-три года цифра может дойти и до 90%. Уже сейчас таблетки закупаются у одних и тех же поставщиков.

«Ежегодный многомиллиардный бюджет закупа лекарств и медицинских изделий приказом министра фактически распределяется между конкретными товаропроизводителями. По 540 позициям (из 588 закупаемых в т.г.) запланированный диапазон повышения цены на следующий год – от 13% до 716%. Их закуп обойдется госбюджету в 70 млрд тенге в сравнении с 52 млрд в этом году», – анализируют в Агентстве по противодействию коррупции.

Из чего исходили в «СК-Фармации», когда составляли этот анализ по повышению цен? С чего вдруг ценники должны так взлететь? К примеру,  ТОО «ЭкоФарм Интернейшнл» поставляет сейчас вакуумные пробирки с натрия фторидом и калия оксалатом по 37 тенге, а в 2021 году, по планам «СК-Фармации», цена составит 278 тенге, при этом розничная цена – 54 тенге. Перчатки нитриловые, поставляемые ТОО «Dolce» по 37 тенге, «СК-Фармация» будет закупать по 259 тенге, а розничная цена – 85 тенге.

По-моему, пора менять прописанную на бамуге миссию организации. Глядя на эти цифры сразу и не скажешь, что компания занята рациональным обеспечением лекарствами. А вот о собственном обогащении, похоже, люди не забывают. К примеру, глава «СК-Фармации» Ерхат Искалиев официально зарабатывает 1 миллион 300 тысяч тенге. Хотя ранее он утверждал, что его зарплата «начинается с 750 тысяч». Скромничал, видимо, поначалу. Более того, зарплате его заместителя в 900 тысяч позавидовал бы любой учитель, врач, строитель, пожарный, шахтер и даже нефтяник. А обычным работягам на базарах пришлось бы вкалывать несколько лет, чтобы заработать эту сумму. Неудивительно, что столь переоцененная зарплата вызвала волну возмущения у людей. 

«За какие заслуги?!»: казахстанцев возмутила «космическая» зарплата главы «СК-Фармация»

«СК-Фармация» должна понимать, что она не зарабатывает деньги, она просто тратит деньги налогоплательщиков. И тратит их плохо, нерационально, неэффективно. Недавно мы узнали о зарплате главы этой компании. Чистая заработная плата без премий, бонусов и прочего – 1 миллион 300 тысяч. За что, если это государственная организация, работающая за госденьги? Я не понимаю. Им ведь не надо думать о том, куда вкладывать деньги, как инвестировать, получать проценты, когда нужен топ-менеджмент. Здесь просто надо вовремя закупить лекарства в достаточном количестве по запросу больниц и поликлиник. С какой радости в государственной организации появляются топ-менеджеры, получающие такую зарплату? Я считаю, это совершенно неэффективное использование денег налогоплательщиков», – поддержала негодование казахстанцев и мажилисвумен Ирина Смирнова.

Вернемся к исследованию Антикора. Четвертый пункт – несовершенная логистическая система. Собственно, поэтому люди подолгу ждут обещанных государством лекарств. Все крупные логисты – те же самые поставщики таблеток. Закупки не отходя от кассы, одним словом.

Пятое – отсутствие контроля неснижаемого запаса. Компания, как мы знаем, обязана формировать резервы на случай ЧП – как это было с коронавирусом, например. Однако фактически «подушка безопасности» не работает по одной простой причине – Минздрав их не контролирует.

«Меры по обеспечению неснижаемого запаса пущены на самотек. Проверить его наличие и состояние практически невозможно. В правилах отсутствуют конкретные сроки утверждения перечня. В результате в прошлом году 129 наименований утверждены только 19 ноября. В итоге при планируемых 19 млрд тенге закуплена лишь 51 позиция на сумму 1,1 млрд тенге», – утверждает Антикор.

Шестое – коррупционные риски при распределении гуманитарной помощи, направленной на борьбу с COVID-19. Эта история нам знакома. Помните, как лекарства и защитные костюмы из Катара пролежали на складах «СК-Фармации» несколько месяцев в то время, когда мы сломя голову носились из аптек в аптеки? Кстати, тогда же в столичном аэропорту вдруг бесследно исчезли два кислородных концентратора.

И последний пункт – «неэффективность контроля и системы «сдержек и противовесов» говорит о том, что в компании царят полный бардак и безрассудные траты.

«В компании продолжают работу отдельные лица, являвшиеся фигурантами нескольких подтвержденных случаев (к примеру, в августе 2019 года зафиксирован факт наличия на складах медизделий с истекшим сроком годности на сумму более 20 млн тенге. Внесены четыре рекомендации, в том числе по наказанию виновных лиц, которые полностью не исполнены).

Отсутствует и контроль за использованием благотворительной и спонсорской помощи по целевому назначению. Из 131 млн тенге в 2018-19 гг. отсутствуют документы на 53 млн тенге», – констатируют борцы с коррупцией.

Они обратили внимание и на неоправданные административные расходы. «СК-Фармация» почему-то арендует квадратный метр за 7 тысяч тенге, когда другие организации тратят намного меньше в этом же здании. К примеру, столичный департамент ККБТУ и РЦЭЗ платят 6 200 тенге, ФСМС – 5 900.

Ранее мы писали об этих тратах с пометкой «бизнес-класс». 

Аренда элитных авто и шикарных апартаментов: на что тратит деньги дистрибьютор лекарств «СК-Фармация»?

Здесь хотя бы все более или менее понятно, чего не сказать о зарплатах сотрудников. Эта часть расходов – темный лес.

«Вопросы оплаты труда сотрудников полностью «отданы на откуп» председателя правления. При отсутствии четких критериев лица, состоящие на равных должностях в одном подразделении, имеют разные заработные платы, а информация об окладах конфиденциальна», – пояснили в Антикоре.

Еще раз: в госорганизации с чего-то вдруг решили, что оклады – коммерческая тайна. Может, тогда и работать они будут на рыночных условиях – конкурировать, зарабатывать и экономить?  

В заключение Антикоррупционная служба разработала рекомендации и пообещала проконтролировать их исполнение.

Депутаты и общественники и вовсе считают, что в «СК-Фармации» нет никакой необходимости. Компанию следовало бы ликвидировать, отдав закуп лекарств в частные руки.

«У «СК-Фармации» абсолютно непрозрачная работа, нет у них открытости, мы не знаем, что у них вообще происходит. Эта организация практически не нужна. Она не выполняет те функции, которые должна выполнять. Если бы такие деньги были отданы в конкурентную среду, то частные компании дешевле и быстрее привезли бы лекарства. Я не удивлюсь, если во вторую волну мы снова не будем обеспечены лекарствами», – заявила депутат Мажилиса Ирина Смирнова.

«В свое время мы, депутаты 5-го созыва, были против монополизации поставки лекарственных препаратов, потому что она порождает коррупционные риски и злоупотребление своими полномочиями. Это большая проблема, поэтому на рынке должно быть несколько операторов. «СК-Фармация» пользовалась своим монопольным статусом все эти годы. Неоднократно она закупала низкопробные вакцины, низкокачественные препараты.

Однозначно, «СК-Фармация» провалила всю работу по поставке лекарств. Мы, кстати, мониторили – в поселке Дружба «СК-Фармация» арендует склады у частной компании. Почему государственный оператор арендует склады у частников? Значит, есть заинтересованность. Здесь есть коррупционный риск.

Самое главное – откуда у них такие высокие административные расходы и бонусы? За счет чего? Это же не банк. Почему у них миллионные зарплаты? К концу года миллионные бонусы. За счет чего все это растет? Правильно, что Антикоррупционная служба заинтересовалась этим», – поделился мнением член Общественного совета Алматы Нурлан Жазылбеков.

И на фоне всех передряг компания еще и умудряется рассориться с журналистами. На днях советник председателя ТОО «СК-Фармация» Салтанат Искаринова настойчиво порекомендовала СМИ «поработать хотя бы один день». По ее словам, «это не языком всех обс...ть для хайпа». Кому и за что был адресован столь резкий выпад – осталось тайной, ведь на утро появился другой пост Искариновой – уже с извинениями.  

Ромина МАКАРИМОВА

Вам будет интересно: