Защита прав подсудимого — это его право, а не одобрение его действий, сказала адвокат
В Атырауском межрайонном суде по уголовным делам 13 ноября прошли прения сторон. В выступлениях участвовали мать погибшей Галина Легкодимова, родители обвиняемых Ризуана Кайржанова и Алтынбека Катимова, а также их адвокаты. Одна из защитников не смогла продолжать участие в процессе и покинула зал, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на «Ак Жайык».
Первой выступила мать погибшей, Галина Легкодимова. Ее речь была эмоциональной и прямой:
«Моя дочь была молодой девушкой, полной жизни и планов. Она была для меня всем. И что от нее осталось?»
Затем она обратилась к подсудимым:
«Он чуть ли не меня обвинил в том, что он совершил. Якобы я ему угрожала какими-то своими связями, но это не помешало ему убить мою дочь. Он обвинил ее в аморальности. Неизвестно, что вы делали с ней до убийства и после. Их нельзя фотографировать, снимать, у него были претензии к СМИ. Это их конституционное право. А право моей дочери на жизнь вы забрали».
Она также сказала, что не верит версии подсудимых об утоплении тела:
«Ее останки нашли в пятнадцати метрах от воды, за высокой насыпью. Я не верю вашей версии, что труп утопили. Все это было подстроено».
После этого она обратилась к подсудимым с жесткими вопросами:
«И вы не говорите, что вы с ней делали в той квартире. Что вы делали? Мучили? Насиловали? Почему вы молчите? Об этом знаете только вы. И еще писали потом: «достаточно ли она напугана?». Что вы сделали?»
Кроме того, она сказала, что уверена: Яна была беременна, и это могло повлиять на принятое решение. И завершила обращением к Ризуану:
«Пожизненный приговор — это самое малое наказание для тебя, Ризуан. Ты трус. Ты жалок».
Следующей выступала адвокат Ризуана — Беккалиева. Она заметно нервничала, голос дрожал, она несколько раз останавливалась. Затем сказала:
«Защита прав подсудимого — это его право, а не одобрение его действий».
Судья Зарема Хамидуллина спросила, что с ней. Беккалиева ответила: «Мне плохо». После этого, с разрешения суда, она покинула зал, вытирая слезы с лица, и больше не вернулась.
После нее слово взял отец Ризуана, А. Каиржанов, который также выступал как один из его защитников. Он держал дрожащий листок.
«Прошу прощения за своего сына. Мы родом из простой семьи. Мы воспитывали их честными и не преступать закон. Мы мечтали о том, что сын женится и мы будем нянчить внуков. Для нас было большим шоком все произошедшее. Мой сын добродушный и заботливый. Мой сын раскаивается. С самого начала сотрудничал со следствием. Учтите его молодость. Он ошибся».
Далее он заявил:
«Он, возможно, и не виноват. Может быть, он просто оставил живую Яну на берегу, а далее неизвестно, что могло произойти. Следов и биоматериалов в машине не было. Не существует прямой доказательной базы. На видеозаписях нет момента убийства. Машина была просто похожей. Все следствие это догадки. Переписка вырванная из контекста. Он признался потому, что устал после допросов».
Он также говорил о давлении общества и СМИ:
«Сильное общественное давление. Резонанс. СМИ. Объявили виновным еще до суда. Общественное мнение сформировали заранее».
И добавил:
«Машина стоит как вещдок. Верните машину. НСД не дали никаких результатов. Малявы от Катимова не имеют силы».
Отец Алтынбека, А. Кадыркулов, также говорил о том, что обе семьи обвиняемых столкнулись с общественным давлением.
Защитники заявили:
«Обвинение только на основании переписки. Найма не было. Оплаты не было. Телефон он не уничтожал, в момент уничтожения устройства он находился в Ганюшкино».
Сторона защиты также напомнила:
«Катимов признал свое соучастие и раскаялся еще до начала судебного следствия. Он согласился показать место, где было оставлено тело».
Во время последнего слова Ризуан Кайржанов всплакнул. Он сказал:
«Возможно, я никогда больше не увижу своих родителей и сестру».
Затем добавил:
«Я хочу получить срок и чтобы он имел окончание».
И далее:
«Я не хотел порочить честь Яны. Все, что я говорил про ее курение и наркотики, основано только на ее собственных словах. Я не хотел очернять ее имя».
Свое последнее слово Алтынбек Катимов произнес коротко:
«Наше обвинение основано лишь на доводах. Во время следствия оказывалось моральное давление. Меня заводили в одиночную камеру, чтобы вытащить из меня то, чего нет. После этого я перестал сотрудничать. Потому что все было грубо, могли бы нормально по-человечески со мной. Признаю свое соучастие. Прошу вынести приговор профессионально и по справедливости».
Оглашение приговора назначено на 11 часов понедельника 17 ноября.
В Атырау 13 ноября суд перешел к прениям сторон по делу об убийстве 23-летней Яны Легкодимовой. Ризуан Хайржанов впервые дал показания по делу об убийстве 23-летней Яны Легкодимовой. Подсудимый назвал критику в сети несправедливой, заявил о давлении и попытался объяснить свои отношения с погибшей.
Прокурор потребовал пожизненное лишение свободы для Ризуана Хайржанова и Алтынбека Катимова, отметив наличие сговора и попытки обвиняемых уйти от ответственности. Адвокат потерпевшей также настаивает на максимальном наказании.
Напомним, в Атырау рассматривают резонансное дело об убийстве 23-летней Яны Легкодимовой. На скамье подсудимых – Ризуан Хайржанов и Алтынбек Катимов. Им инкриминируют убийство по предварительному сговору и кражу; Катимову также предъявлено обвинение в убийстве по найму.
Следствие установило, что мужчины заранее обсуждали, как «избавиться от Яны навсегда». По версии следствия, вечером 18 октября 2024 года они выманили девушку под предлогом встречи, задушили в машине и сбросили тело в реку Урал. Останки Яны нашли лишь через восемь месяцев – в июне 2025 года, в семи километрах от места, где ее выбросили.