Убийство Яны Легкодимовой в Атырау: обвиняемые отказались от допроса в суде
Оба признали вину, но отвечать на вопросы суда отказались
В Атырауском городском суде под председательством Заремы Хамидуллиной продолжается процесс по делу об убийстве 23-летней жительницы города Яны Легкодимовой. На заседании были заслушаны показания обвиняемых и рассмотрены новые ходатайства, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на «Ак Жайык».
Оба подсудимых признают часть вины, но отказываются отвечать на вопросы суда, которые могли бы доказать заранее спланированное убийство или корыстный мотив.
«Это было ОПГ»
Потерпевшая сторона потребовала переквалифицировать обвинение — с убийства по предварительному сговору на убийство, совершенное в составе устойчивой группы (ОПГ), с распределением ролей, планированием, похищением и укрывательством. Прокурор предложил оставить обвинение без изменений. Судья отметила, что ходатайства потерпевших остаются открытыми для рассмотрения.
«Признаю вину. Простите»
Поскольку в суде Хайржанов отказался отвечать на вопросы, судья зачитала его показания, проведённые во время следствия.
Как выяснилось, на первых этапах он проходил по делу как свидетель с правом на защиту и утверждал, что смерть Яны была случайной.
Обвиняемый Ризуан Хайржанов признал вину.
«Признаю вину полностью. Прошу прощения у Галины Юрьевны и у народа Казахстана. Я осознаю, что сделал».
По эпизоду с телефоном погибшей он заявил:
«Я пользовался и уничтожил телефон, но не крал».
Мать Яны спросила: «За что вы ее убили?»
Хайржанов ответил:
«Я уже просил прощения… хотя мне стыдно его просить. Я дорожил отношениями с другой девушкой. Хотел все закончить честно. Боялся, что она может с собой что-то сделать. Вы говорили, что Яна якобы была беременна. Нет, она не была беременна. Ничего не оправдывает моего поступка. Она мне снится каждый день. Мне нет покоя. Я молюсь».
Из показаний Хайржанова, зачитанных в суде:
«После того как я приехал в Авангард к Яне, она села в машину, и мы выехали на трассу Атырау – Махамбет. В ходе ссоры она начала меня душить, я стал душить ее в ответ. Отпустил, когда она уже потеряла сознание. После я доехал до села Талдыколь, вынес ее из машины и бросил в воду. Любовных отношений между нами не было — я просто гулял с ней из вежливости».
Он добавил:
«Я был один. Я сам все сделал. Был в состоянии аффекта, боялся ответственности. Видел ее ориентировки в соцсетях, понимал, что ее ищут, но не смог сдаться».
Алтынбек Катимов: «Я не знал, что все зайдет так далеко»
Катимов также отказался отвечать на вопросы.
Суд зачитала его показания:
«Я пошел на поводу у друга. Мы дружим со школы. Думал, что все это шутка. (…) 18 октября я приехал в Атырау. На кольцевой меня встретил Ризуан. Мы поехали за запчастями. Потом я зашел к нему домой и сидел в комнате. Ризуан пришел вместе с девушкой, они разговаривали. Яна сказала, что напишет заявление об изнасиловании. Я думал, что все это просто ссора».
«Когда я приехал, они сидели в машине. Ризуан сказал: «Дверцу закрой, сам поговорю». Я отвернулся, смотрел телефон. Когда Яна попыталась выйти и высунула ногу из двери автомобиля, я толкнул ее обратно и подпер дверь спиной. Услышал, как она сказала: «Я тебя убью». Посмотрел — он ее душит. Подумал, ругаются. Потом Ризуан написал мне в мессенджер «Сядь», и я сел в машину. Яна была на переднем сидении. Я спросил, что случилось. Он взял ее за запястье и сказал, что рука холодная. Тогда я понял, что она мертва. Я был в шоке. В полицию не пошел — в голову не пришло».
«Я взял ее за руки, он — за ноги. Ризуан разделся, зашел по шею в воду и отпустил тело по течению. Потом вышел, оделся, и мы поехали обратно в город, где пошли в бар, а затем под утро вернулись домой к Ризуану».
Цифры, переписки, следы
В телефоне Катимова нашли поисковые запросы: «Какое наказание за убийство» и «Сколько хранится запись на камере Сергек».
В телефоне погибшей был контакт «Бека» — номер Катимова. После смерти Яны с этого номера пришло сообщение: «Что делаешь?», а с телефона девушки ответ: «А что?».
Хайржанов в суде подтвердил:
«Я удалил. Подтверждаю».
«Пострашнее вещи делали»
Следствие зачитало переписку подсудимых:
Хайржанов: «Продаем мобилу».
Катимов: «Прикинь, сколько пива за мобилу».
Хайржанов: «Мы и пострашнее вещи делали».
На вопрос, что имелось в виду, Хайржанов сказал, что «это была шутка».
Марганцовка и версия матери
При обыске автомобиля Хайржанова нашли колбу с марганцовкой. Мать погибшей напомнила суду, что подсудимые ранее обсуждали способы убийства, включая отравление.
Также в показаниях фигурировала сумма возможного вознаграждения — 500 тысяч тенге.
На вопрос, давал ли ему Ризуан Хайржанов 500 тысяч тенге, Катимов заявил, что отвечать на вопрос не будет.
Хайржанов на аналогичный вопрос заявил: «Денег не передавал».
Оба подсудимых признают, что Яна погибла от рук Хайржанова. Суд продолжает исследовать доказательства, допросы, переписки и видеозаписи. Впереди еще несколько заседаний.
На предыдущем заседании суда огласили материалы негласных следственных действий, записи из изолятора и страницы из личного дневника погибшей.
Дело об убийстве Яны Легкодимовой
Напомним, убийство произошло в октябре 2024 года в Атырау. Подсудимыми по делу проходят двое молодых мужчин: 24-летний инженер из Курмангазинского района Ризуан Хайржанов и 25-летний электрик из того же района Алтынбек Катимов. Убийство, по данным следствия, было заранее спланировано и совершено с особой жестокостью.
Хайржанов познакомился с Яной Легкодимовой во время учебы в университете нефти и газа в Атырау. Между ними завязались отношения, однако парень скрывал, что у него уже есть постоянная девушка. Отношения с Яной продолжались втайне, пока она не узнала об измене. Между ними начались ссоры. Яна хотела рассказать обо всем девушке Хайржанова и разорвать отношения.
Опасаясь разоблачения, Хайржанов принял решение убить Легкодимову. Он предложил своему знакомому Катимову 500 тысяч тенге за помощь. Тот согласился.
Через мессенджер «ВКонтакте» они начали обсуждать возможные способы убийства: удушение, отравление, инсценировка самоубийства, сброс с балкона, утопление. Остановились на удушении. Также они планировали уничтожить улики – в частности, удалить переписку с телефона Яны.
Первую попытку они предприняли 18 октября. Хайржанов привел Яну в свою квартиру, где уже прятался Катимов. Там они угрожали девушке, требуя молчания. Тогда убийство отложили. Хайржанов отвез Яну домой. Но уже ночью конфликт вспыхнул с новой силой. Хайржанов снова вызвал К. и они реализовали свой план.
Когда Яна попыталась покинуть автомобиль, ее силой втолкнули обратно. Хайржанов собственными руками задушил девушку. Затем преступники похитили ее мобильный телефон и поехали в сторону села Талдыколь, где сбросили тело в реку Урал.
Позже они вернулись в город и, по данным следствия, отправились в бар «отметить» совершенное.
Спустя восемь месяцев, 20 июня этого года, на берегу Урала были обнаружены человеческие останки. Экспертиза установила, что они принадлежат Яне. Мать девушки похоронила дочь в Западно-Казахстанской области.
Причину смерти установить не удалось из-за разложения останков, однако судмедэксперты зафиксировали следы посмертных повреждений.
Хайржанов обвиняется по пункту 7 части 2 статьи 99 УК РК «Убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору» и статье 188 часть 2 пункт 1 «Кража».
Катимов обвиняется по пунктам 7, 8 части 2 статьи 99 «Убийство по сговору и по найму» и по той же статье за кражу.
Яна родилась 31 августа 2001 года в Акжаикском районе Западно-Казахской области, в поселке Чапаево. Она закончила местную школу с красным аттестатом и получила грант в Атырауский УНиГ, где училась по специальности «Нефтегазовое дело».
После получения диплома Яна сразу же поступила в магистратуру. Летом 2024 года она получила степень магистра. Во время обучения девушка работала в Атырауском Казахском научно-исследовательском геологоразведочном нефтяном институте в должности разработчика.
Мама убитой девушки Галина Легкодимова рассказала, что дочь вела дневник.