«Под видом учебы казахстанцы попадают в радикальные сети»: эксперт о сомнительных религиозных заведениях за рубежом
Религиовед рекомендует казахстанцам получать базовое религиозное образование на Родине

В Казахстане растет обеспокоенность в связи с участившимися случаями, когда молодежь уезжает за границу якобы за образованием, но попадает в сомнительные учебные заведения с признаками радикальной идеологии. Под видом благотворительных фондов, пансионатов или неофициальных медресе скрываются организации, которые могут представлять угрозу как для личной безопасности студентов, так и для национальной безопасности. Как их отличать и почему казахстанцы попадают в опасные учебные центры, рассказал Azattyq Rýhy эксперт, религиовед Аль-Фараби Болатжан.
«Эти марказы даже в Египте не имеют регистрации»
Аль-Фараби Болатжан рассказывает, что официальной статистики по обучающимся в сомнительных заведениях лично у него нет, но по информации от органов по делам религии и правоохранительных структур ясно, что такая проблема действительно существует.
«Есть лица, которые обучаются, например, в Египте – особенно в сомнительных марказах. Это марказы, которые даже в Египте не получали никакой регистрации. То есть действуют неофициально и никак не связаны с официальными структурами. Тут уже вопрос: почему они подпольно действуют? Значит, им есть что скрывать. Их деятельность направлена на подрыв государственных устоев», – отмечает эксперт.
Такие учреждения, по его словам, маскируются под общественные инициативы, при этом пропагандируя радикальные идеи.
«У нас вскрывали ячейки так называемых сулейманджистов. Родителям из неблагополучных семей говорят, что для ребенка есть якобы медресе, где он может проживать и учиться за символическую цену или вовсе бесплатно. Но фактически эти «медресе» зарегистрированы как пансионаты и благотворительные организации, хотя занимаются обучением религиозному радикализму. Правоохранителтные органы начали закрывать некоторые пансионаты, но все еще в Казахстане действуют неофициальные ячейки сулейманджистов. Они просто хорошо маскируются. Чтобы закрыть такую ячейку, нужно собрать доказательства, состав, провести расследование. Это требует времени. Поэтому они до сих пор фактически действуют», – говорит собеседник.
Опасения, по словам Аль-Фараби Болатжана, вызывает и деятельность зарубежных организаций, особенно «Братьев-мусульман», признанных в Казахстане экстремистскими. Несмотря на запрет, их идеология продолжает распространяться.
«У этой организации сильные лоббисты в Египте, Турции, Сирии. Под видом демократии и свободы слова они продвигают свои средневековые, то есть «шариатские» установки. Они часто мимикрируют. Используют НПО, правозащитников, якобы борющихся за демократию. Но, если посмотреть глубже, цель у них одна – внедрение средневекового «шариатского» законодательства вместо светского», – разъяснил религиовед.
«Даже признанные вузы не дают гарантий»
Как заявляет Аль-Фараби Болатжан, даже учеба в авторитетных религиозных учреждениях может быть рискованной, особенно если студент молод и подвержен влиянию окружения.
«Даже если студент учится в признанном университете, например, в Саудовской Аравии, все равно он может впитать менталитет, культуру и идеологию той страны. А потом, приехав сюда, начать пропагандировать ту версию ислама, которую ему преподали, без учета казахстанского контекста», – дополнил Аль-Фараби Болатжан.
Он рекомендует казахстанцам получать базовое религиозное образование на родине, а затем уже рассматривать магистратуру или докторантуру за границей.
«Гораздо безопаснее получить бакалавриат у нас, в Казахстане. Потому что молодой парень в 18 лет поедет за границу – он же все впитывает, у него еще в голове ветер. А там окружение, группы, влияние. Может попасть к радикалам, даже если официально учится в нормальном вузе», – объяснил спикер.
«Деобанд – университет, где родился Талибан»
Отдельно спикер упомянул опасность учебы в Индии и Пакистане, в частности, в городе Девабанд, где действует одноименное учебное заведение.
«В медресе Деобанда зародились Талибан и Таблиги Джамаат (запрещенная в Казахстане организация). Там действуют очень радикальные идеи, хоть формально и ханафитского толка, как и у нас. Это очень опасное направление, о котором мало кто знает. У нас есть медресе, которое неофициально называют «филиалом Деобанда», – рассказал эксперт.
Как казахстанцам не попасть в ловушку
Для тех, кто все же планирует обучение за границей, особенно в религиозной сфере, эксперт дает конкретные советы. Если уж едут, то только в проверенные, официально зарегистрированные вузы.
«И лучше в те, которые сотрудничают с казахстанскими университетами, с которыми у нас подписаны меморандумы. Тогда хоть какая-то гарантия, что вуз прошел проверку. Нужно избегать пансионатов, благотворительных центров и других структур, чьи цели и программы не ясны. Нужно проверять, это действительно университет или просто прикрытие. Слишком много случаев, когда под видом бесплатного обучения шла идеологическая обработка», – заключил спикер.
Обучение в малоизвестных, не прошедших лицензирование религиозных заведениях, опасно не только для неокрепших юношеских умов, но и для взрослых. Под видом бесплатного обучения и духовного просвещения молодых казахстанцев могут вовлекать в радикальные идеологии, деструктивные движения и экстремистские сети. Это угрожает не только личной безопасности студентов, но и общественной стабильности в целом. Поэтому важно, как родителям, так и самим обучающимся, быть бдительными, тщательно проверять учебные заведения и ориентироваться на официальные, проверенные каналы получения религиозного образования.