Даже билеты не выдают: усилить контроль в сфере пассажироперевозок в Казахстане предлагает депутат
Екатерина Смышляева считает, что решение вопросов безопасности пассажирских перевозок не терпит отлагательств
Депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии «AMANAT» Екатерина Смышляева обратилась с депутатским запросом о безопасности пассажирских перевозок к первому заместителю премьер-министра РК Роману Скляру, передает Azattyq Rýhy.
Депутат подчеркивает, что ситуация на казахстанских дорогах обострилась. Так, по данным Министерства внутренних дел РК, за 2024 год количество дорожно-транспортных происшествий по сравнению с 2023 годом и число пострадавших в них граждан увеличилось в два раза.
«На дорогах погибло 2 579 человек. Участниками трети происшествий стали дети. Среди пострадавших в том числе пассажиры такси, разбившихся на трассах в Алматинской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской и других областях. Отдельная статистика по ним, к сожалению, не ведется. Потому что на 95% сегодняшний рынок состоит из нерегулярных маршрутов и неофициальных услуг», - сказала Екатерина Смышляева, озвучивая депутатский запрос на пленарном заседании Мажилиса в среду.
По ее словам, большая часть перевозчиков концентрируется на платформах агрегаторов.
«Ежегодно одним крупным агрегатором обрабатывается порядка 25 миллионов поездок. При этом большинство платформ выступают только «доской объявлений» для водителей и пассажиров. Требования к участникам предъявляются минимальные или не предъявляются вообще», - подчеркивает депутат.
Екатерина Смышляева также отметила, что принятые Министерством труда и социальной защиты населения РК меры по регулированию отношений платформ с самозанятыми частично решают проблемы водителей, налогов, но никак не пассажиров. На рынке также есть перевозчики, которые работают через социальные сети и мессенджеры. И такие услуги, как подчеркивает она, вообще никак не отслеживаются.
Депутат Мажилиса выделила ряд основных проблем в сфере перевозок:
- в системе пассажирских перевозок не соблюдаются требования по страхованию ответственности перевозчика перед пассажиром;
- отсутствует билетная система, которая позволяла бы идентифицировать услугу, как услугу перевозчика; семьи погибших и люди, получившие увечья вынуждены доказывать, что поездка была коммерческой;
- медицинский осмотр и предрейсовый контроль водителей не производится;
- не проверяется техническое состояние машины перед рейсом;
- в погоне за заработками водители часто не соблюдают режим труда и отдыха, едут на дальние расстояния без сменщика.
«Все эти нормы не новые. Они предусмотрены пунктом 2 статьи 26 действующего Закона «Об автомобильном транспорте». Но контроля их соблюдения нет ни на этапе получения заказа, ни в моменте его исполнения. Ведь машины перевозчиков часто не имеют опознавательных знаков для идентификации дорожной полицией или транспортной инспекцией. Вместе с тем, нужно признать, что современные платформы навсегда вытеснили регулярные маршруты и классические диспетчерские службы. Услуги такси стали доступней. Назад пути нет. Это очень удобно, но пока за комфорт мы платим своим здоровьем и жизнями», - бьет тревогу Екатерина Смышляева.
Она также считает, что решение вопросов безопасности пассажирских перевозок не терпит отлагательств.
«Для это нужно обеспечить выполнение требований действующего законодательства: во-первых, обеспечить цифровую верификацию водителей при получении заказа и/или регистрации на платформе в момент оплаты взноса. Для этого интегрировать информационные системы агрегаторов такси с государственными информационными системами, содержащими информацию о наличии у водителя водительских прав нужной категории, технического осмотра, страхования гражданско-правовой ответственности перед пассажиром. Во-вторых, при регистрации ДТП указывать данные о категории перевозок (частные/коммерческие), а также о перевозчике и платформе, где был получен заказ. В-третьих, при оплате поездок отражать в платежных документах информацию о перевозчике, пассажире, времени и маршруте следования. В-четвертых, усилить государственный и организовать общественных контроль за соблюдением законодательства в сфере пассажирских перевозок. Современные цифровые инструменты позволяют реализовать эти задачи без ущерба для потребителей и добросовестных водителей. Со своей стороны наша фракция готова обеспечить правовое сопровождения предложений по повышению безопасности пассажирских перевозок и защите наших граждан», - резюмировала депутат.