$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
04.07.2024, 21:21
Общество

Травля в школе: для чего нужны антибуллинговые программы и как их внедрять

Для решения проблемы буллинга нужны эффективные меры и комплексный подход с вовлечением всех участников школьного процесса

Травля в школе: для чего нужны антибуллинговые программы и как их внедрять
Фото:  QUNDYLYQ

Буллинг долгие десятилетия остается проблемой для школ по всему миру. Более того, о нем пишут книги, снимают кино и сериалы, выпускают аниме и песни — то есть, своей актуальности травля не теряет, несмотря на борьбу с ней. Казахстан — не исключение, буллинг в учебных заведениях страны регулярно появляется в новостных заголовках и публикациях в соцсетях. Поэтому в казахстанских школах теперь внедряют антибуллинговые программы, а не так давно приняли закон, направленный на борьбу с буллингом. О том, для чего учебным заведениям нужны подобные программы и как их правильно внедрять, рассказала Замира Джунусова - заместитель руководителя психологического отдела фонда «Білім-инновация», эксперт центра QUNDYLYQ, магистр социальных наук, психолог-терапевт сенсорной интеграции по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, психотерапевт в модальности «транзактный анализ», передает 

В борьбе с буллингом важна грамотная коммуникация

Замира Джунусова отмечает, что буллинг в школах Казахстана, как и в других странах, является серьезной проблемой, которая влияет на благополучие учеников и общее психологическое здоровье школьной среды. На основе своего опыта работы школьным психологом эксперт выделила несколько основных причин, по которым буллинг возникает в казахстанских школах: 

  • социальное неравенство и влияние агрессии в семье играют ключевую роль, так же как и культурные различия;
  • недостаток программ по развитию эмпатии и эмоционального интеллекта у детей усугубляет ситуацию;
  • важным фактором также является кибербуллинг, который усиливается из-за активного использования социальных сетей. 

Для решения проблемы буллинга, по мнению Замиры Джунусовой, нужны эффективные меры и комплексный подход с вовлечением всех участников школьного процесса. Однако работа с буллингом требует комплексного подхода, включающего в себя образование и поддержку как жертв, так и агрессоров, а также вовлечение родителей, учителей и школьной администрации. 

При этом, реагируя на буллинг, важно не допускать ошибок, а именно: 

  • игнорировать проблему и недооценивать серьезность буллинга;
  • обвинять пострадавшего;
  • оставлять жертву без помощи;
  • применять неэффективные меры наказания;
  • допускать плохую коммуникацию и недостаток взаимодействия между учителями, администрацией и родителями;
  • не учитывать онлайн-агрессию (кибербуллинг).

«Мне приходилось работать с участниками школьного буллинга. Могу с уверенностью сказать, что грамотно выстроенная коммуникация с участниками буллинга и их родителями позволяет создать конструктивный диалог, который способствует разрешению конфликта и предотвращению подобных ситуаций в будущем. Но самое главное, как специалисту образовательной среды, важно учесть моменты, которых следует избегать: не проявляйте предвзятости или обвинений в адрес кого-либо; не начинайте беседу, не собрав полную информацию о ситуации; не забывайте о необходимости эмоциональной поддержки участников конфликта; неукоснительно следуйте принятому плану действий и не допускайте отклонений без веской причины», — подчеркивает Замира Джунусова.

Помогает ли в борьбе с буллингом новый закон

Отметим, что в Казахстане недавно приняли закон, регулирующий буллинг в школах, который направлен на защиту детей от агрессии и насилия. Он включает в себя несколько ключевых аспектов. 

Буллинг — это травля: ребенок постоянно подвергается агрессии или насмешкам от других детей.

Школа должна защищать ребенка: в каждой школе должны быть правила и программы, которые помогают предотвратить буллинг и поддерживать пострадавших детей.

Учителя обязаны помогать: педагоги должны следить за ситуацией и вовремя вмешиваться, если видят признаки буллинга.

Пострадавших обязательно поддерживают: школы обеспечивают поддержку детям, которые пострадали от буллинга, включая помощь психолога.

Агрессоры несут ответственность: дети, которые занимаются буллингом, могут быть наказаны, а их родители будут привлечены к ответственности.

Принятый закон помогает создать безопасную и поддерживающую среду для всех учеников, но для его полноценной работы школам нужна антибуллинговая программа.

Что из себя представляет антибуллинговая программа

«Антибуллинговая программа школы направлена на создание безопасной и поддерживающей среды, где каждый ученик чувствует себя защищенным и уважаемым. Она включает в себя образовательные мероприятия, методы выявления и реагирования на буллинг, а также меры поддержки пострадавших и работы с агрессорами. Важно вовлекать всех участников школьного процесса — учеников, учителей, администрацию и родителей — для совместной борьбы с буллингом», — подчеркивает Замира Джунусова.

В антибуллинговой программе у каждого участника образовательного процесса четко расписаны функции: например, учителя играют ключевую роль в образовании учащихся о вреде буллинга, мониторинге поведения и предоставлении поддержки. Классные руководители ближе всех знакомы с учениками и активно участвуют в выявлении инцидентов и проведении профилактических мероприятий. Администрация разрабатывает и внедряет политику борьбы с буллингом, координирует действия команды и обеспечивает поддержку школьного персонала и учащихся. 

Внедрение антибуллинговой программы требует четкого планирования, обучения персонала, разработки политики и активного вовлечения всех участников образовательного процесса. Стоит начать с создания рабочей группы, которая будет отвечать за разработку, внедрение и мониторинг программы. В нее нужно включить учителей, администрацию, психологов и других заинтересованных сотрудников. Не стоит забывать о детях и активно работать с ними, чтобы они сами стали сторонниками безопасной и уважительной школьной среды. 

Вместе с учителями и администрацией дети разрабатывают правила поведения и нормы, которые поддерживают уважение и толерантность в школе. Они вовлекаются в процесс выявления случаев буллинга через анонимные отчеты, анкетирование или просто обращение ко взрослым в случае проблем. Важно, чтобы дети обеспечивали поддержку и защиту своих соучеников, становились свидетелями и не молчали о случаях буллинга. А чтобы донести до учеников мысль о недопущении буллинга, педагогам нужно использовать доступный для них язык, примеры из их повседневной жизни и истории успешной борьбы с травлей.

Почему в антибуллинговой программе важен ценностно-ориентированный подход

По словам Замиры Джунусовой, ценностно-ориентированный подход играет ключевую роль в антибуллинговой программе, направляя участников школьного сообщества к общим ценностям уважения, толерантности и эмпатии. Он помогает создать культуру, где каждый учащийся и сотрудник школы осознает важность этих ценностей в предотвращении буллинга. 

Программы на основе ценностей не только обучают правильному поведению, но и интегрируются в образовательный процесс, способствуя развитию позитивных межличностных отношений и созданию безопасной и поддерживающей среды в школе. 

«Использование ценностно-ориентированного подхода в антибуллинговых программах демонстрирует положительные результаты в снижении случаев буллинга в школьных средах. Например, включение учащихся и персонала школы в формирование общих ценностей уважения, толерантности и поддержки способствует созданию более дружелюбной и безопасной образовательной атмосферы. Этот подход помогает участникам школьного сообщества осознать важность уважительного отношения друг к другу и активно противостоять случаям буллинга», — резюмирует психолог.

Новости партнеров