$ 513  541.16  4.69
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Каждый третий казахстанец не отличает недостоверную информацию от достоверной – эксперт

При этом, как оказалось, городские жители менее разборчивы, чем сельчане

Каждый третий казахстанец не отличает недостоверную информацию от достоверной – эксперт
Фото: © istockphoto.com, Институт общественной политики

6 апреля, говоря о паводковой ситуации в стране, президент Касым-Жомарт Токаев, обращаясь к средствам массовой информации, лидерам мнений и блогерам, попросил не распространять непроверенную информацию, которая способствует возникновению паники, а граждан – доверять только официальным источникам информации, передает Azattyq Rýhy.

Главный эксперт Института общественной политики Азамат Акатаев в комментарии агентству AR обратил внимание на то, что со времени обращения уже несколько человек уже привлекли к ответственности за распространение ложной информации во время паводков.

«Действительно, распространение и доверие к фейковым новостям – это серьезная проблема современного информационного общества, которая приводит к формированию недостоверных представлений, страхов и предвзятых мнений у широкой аудитории. Люди, основываясь на такой информации, могут принимать неразумные решения, что в конечном счете влияет на качество общественного диалога и приводит к разрушению доверия к информационным источникам. На этом этапе информационная грамотность становится одним из ключевых навыков, а умение критически оценивать информацию защищает от манипуляций и фальшивых новостей», – сказал он.

По словам эксперат, несмотря на то, что термин «информационная грамотность» появился в 1974 году, уровень грамотности казахстанцев остается низким. Так, согласно опросу Института общественной политики за сентябрь 2021 года, каждый третий казахстанец (35,1%) не отличает недостоверную информацию в СМИ и Интернете от достоверной.

«Чем старше респондент, чем выше доля тех, кто не различает. Интересно то, что городские жители менее разборчивы, чем сельчане. При этом почти половина (43,1%) при сомнительной или неполной информации готовы уточнить это у родственников, друзей, коллег, то есть у тех, кто сам не всегда является источником достоверной информации. Еще 25,2% вообще не готовы тратить время на поиск точной информации, а для 7,5% сложно искать подтверждение информации. Хотя данные могут быть несколько датированными, они все же точно отражают текущую ситуацию и коррелируют с исследованием Молодежной информационной службы Казахстана», – сказал Азамат Акатаев.

Отдельно он отметил рынок коучинга и разнообразных курсов (инфобизнеса). Эта сфера, по утверждению эксперта, динамично развивается (объем коучинг-рынка в 2022 году составил 20 млрд долларов, а теневой оборот в Казахстане по итогам 2021 оценивается в 15 млрд тенге), и вместе с ним увеличивается количество курсов-пустышек, мошеннических и фейковых курсов, за которыми стоят «инфоцыгане».

«Так как же повысить информационную грамотность граждан? Эта проблема требует комплексного подхода в решении. Одним из таких подходов в Казахстане является принятие Закона «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», в рамках которого нормативно прописано понятие «ложная информация», – сказал Азамат Акатаев.

Вместе с тем, по его данным, в мировой практике проблему fake-news решают на правовом уровне. Так:

в Малайзии 2018 году принят закон Anti-fake news (Act 803), в рамках которого предусмотрено уголовное наказание до 6 лет;

в Германии в 2017 году был принят закон «Об улучшении правоприменения в социальных сетях», компании-владельцу грозит штраф до 50 млн евро за неудаление нарушающего закон контента;

на Филиппинах в 2017 году принят закон «О злонамеренном распространении ложных сведений и других связанных с этим нарушениях», нарушение этого закона уголовно наказуемо (до 5 лет);

в Китае блогерам и инфлюенсерам без профильного образования запрещено говорить на юридические и медицинские темы.

Новости партнеров