$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Только 22% выпускников водной отрасли находят работу – эксперт о паводках и дефиците кадров

Нынешние паводки обнажили множество проблем в отрасли

Только 22% выпускников водной отрасли находят работу – эксперт о паводках и дефиците кадров
Фотоколлажи Azattyq Rýhy, фото: Асет Кундакбаев

Казахстанское водное хозяйство уже много лет претерпевает критическую ситуацию. Проблемы накладываются друг на друга и вкупе это приводит к тому, что страну ежегодно топит талыми водами. Большинству гидросооружений больше 40 лет, а некоторым уже далеко за полвека, при этом речи о капитальном ремонте и современном, качественном оборудовании на этих объектах не идет. С легкой руки акиматов множество плотин оказалось в частной собственности, а земли в низинах были розданы для строительства домов, таким образом на поймах рек выросло много населенных пунктов. Отдельной проблемой является и отсутствие специалистов в отрасли. Что же необходимо исправить в этой сфере, чтобы Казахстан не оказывался под водой, вместе с экспертом разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.

В Казахстане в связи с погодными условиями каждый год что-то происходит – то засуха, то половодье. Если затапливает степь, с этим ничего не поделаешь – природа. Но если затапливает населенный пункт, то это уже ответственность акима, который не подготовился к приходу большой воды. Но, как показывает практика, проблема затоплений зачастую возникает отнюдь не из-за плохой подготовки.

«Почему сейчас затопило многие дома? Потому что многие населенные пункты были построены в низинах. Раньше этого нельзя было делать, а сейчас акимы начали давать в низинах земли, в том числе выводили в жилой фонд с орошаемых земель. А эти же земли затапливаемые. Многие населенные пункты за период независимости выросли на поймах рек. Этого ни в коем случае нельзя делать – это тоже затапливаемые земли. Даже если река много лет мелеет, она когда-нибудь обязательно вернется в свое русло. А пойма всегда затапливается то больше, то меньше», – констатирует главный специалист Исполнительной дирекции Международного фонда спасения Арала в РК, кандидат технических наук, доцент Амирхан Кеншимов.

Благодаря все тем же акиматам и «щедрой» душе чиновников получилось так, что многие стратегические объекты – плотины – тоже оказались в частных руках.

«Сейчас у нас прорвало три плотины. Это в основном частники, которые взяли в свои руки, хотели рыбу разводить и не соблюдали предписания. Держали водохранилище, пруд в полном объеме, чтобы рыба не погибла, не ушла. Это не правильный подход, так как надо обязательно соблюдать режим эксплуатации этого водохранилища, а иначе прорвет. Это как раз и случилось. Они держали их полными и половодье их смыло. По закону их нельзя отдавать в частную собственность. Но местные акимы районов и областей идут на нарушения», – пояснил эксперт.

Состояние всех гидросооружений в стране, будь они в государственных или частных руках, оставляет желать лучшего. Все эти объекты можно назвать наследием от советского прошлого, которое морально и физически устарело и требует срочной реконструкции. 

«Мы после приобретения независимости только в низовьях Сырдарьи построили несколько сооружений, кое-что отремонтировали, но в других местах мы вообще ничего не строили и не ремонтировали, потому что на это не выделялись средства. Получается, что сооружениям, построенным при СССР, уже по 35-40 лет. За это время они не прошли капитальный ремонт, не прошли восстановительный ремонт. А это означает, что они находятся в плохом состоянии. Вы вот посмотрите – мы Шардару ввели в эксплуатацию в 1969 году. Ей в этом году 55 лет. В 2005-2006 годах что-то там сделали, но капремонта не провели», – подчеркнул Амирхан Кеншимов.

Отжило свое время и оборудование на этих объектах. За последние 30-50 лет его не меняли, а о цифровизации работникам и мечтать не приходится.

«Электрическое оборудование есть, но автоматики практически нету. Мы говорим о цифровизации, но наши крупные гидросооружения до сегодняшнего дня нормальную цифровизацию не прошли. Они должны в текущем режиме уже управляться автоматически либо дистанционно, но мы этого еще не достигли», – отметил ученый. 

Достигнуть этого с нынешними кадрами в водной отрасли будет достаточно сложно, считает эксперт. Нынче вузы выпускают их только по одной специальности – «водные ресурсы и водопользование». Раньше же водников готовили по восьми специальностям, причем по всем канонам технической и инженерной подготовки.

«Сейчас специальность «водные ресурсы и водопользование» – это специальность обо всем и ни о чем. Они проходят по макушкам, но глубоко каждое из всех направлений не изучают, потому что не хватает времени. Потом есть вопрос выбора предметов. Предметы, которые необходимы для инженерной и технической подготовки, поставлены на выбор студента. А там математика, физика, сопромат, геология, геодезия. Они все это не изучают, а берут легкие предметы. И получается, что студенты плохо подготовлены и не востребованы нашими водохозяйственными организациями», – утверждает кандидат технических наук, доцент Амирхан Кеншимов.

Ежегодно в Казахстане выпускают всего лишь 200 человек с высшим образованием в водной отрасли, и 100 человек – со среднетехническим. И только 22% от этой численности трудоустраиваются по специальности.

«Последние 2-3 года поступлений в вузы очень мало. Годами ранее к нам поступали, но они не трудоустраивались. Трудоустроены были те, у кого есть знакомства – это 20%, а остальные пошли на другие отрасли. Сейчас мы хотим новые плотины. А кто это будет рассчитывать? У нас специалистов нет, проектировщиков нет. Профессиональные проектировщики либо на том свете, либо на пенсии», – убежден ученый.

Водная отрасль страны, по его словам, начала приходить в упадок после развала союза, когда сферу отдали, по сути, двум инстанциям – госпредприятию «Казводхоз» со штатом в 150 человек и Комитету по водным ресурсам, который подчинялся то Минсельхозу, то Минэкологии. 

«Что делает «Казводход», мне непонятно. В Комитете по водным ресурсам сажали на должности то экологов, то специалистов сельского хозяйства, ветеринаров, агрономов. Были даже историки, а гидромелиораторы сокращались. А затем их лишили надзорных функций и сделали инспекцией. И получилось так, что их сократили до 3-5 человек. Соответственно, сократилось и обеспечение, им перестали выделять транспорт, а объем работы у них большой и расстояния большие – в сотни километров.

Например, Балхаш-Алакольская инспекция – это четыре области: Абайская, Жамбылская, Жетысуская, Алматинская области. Все это в ведении нескольких человек. И в каждой области сидит по одному человеку без транспорта, без ничего! Он только имеет карандаш и бумагу. Это же абсурд!» – считает Амирхан Кеншимов.

По мнению ученого, в водной отрасли страны давно назрела необходимость реформ. Причем жестких и оперативных. Раньше при Министерстве водного хозяйства работали тресты – крупные строительные организации, при которых были передвижные механизированные колонны, ремонтировавшие все каналы и сооружения, находящиеся в пределах их областей. Действовали также областные и районные управления водного хозяйства. Именно эту схему работы следует вернуть, а нынешние инстанции – реформировать, считает он.

«Казводхоз» надо реформировать. Оставить 20-30 человек, пусть занимаются строительством, реконструкцией, многофакторным обследованием. Также надо создавать облводхозы, при них строительные организации. То есть следует восстановить старую систему, которая работала и была успешной. Надо восстановить гидротехническую службу поселков и нормально их финансировать, чтобы они могли обезопасить населенные пункты.

Это ведь была эффективная система. В каждом населенном пункте работала гидротехническая система. 3-5 человек в зависимости от площади территории следили не только за орошаемыми землями, но и обеспечивали внутрипоселковые нужды. На них была очистка каналов, подготовка в зиме, к весне, контроль за дамбами. Многие села имели дамбы от затопления, а сейчас этих дамб нет – их никто не эксплуатирует», – убежден эксперт.

Отдельно следует взяться за возрождение гидромелиоративного института в Таразе – об этом говорил сам президент. По словам ученого, там есть самое главное – лабораторная база и профильные преподаватели.

«Также следует возродить среднее звено – училища, которые готовили техников, гидротехников, гидрологов, наблюдателей. Раньше было 6-7 техникумов, за время независимости они тоже переориентировались на экономику и менеджмент. Вот их надо заново переориентировать на водные специальности среднего звена. Вот такие шаги надо делать и, дай Бог, будет какая-то подвижка. Плюс следует поднимать зарплаты специалистам в водной отрасли», – заключил Амирхан Кеншимов.

Очевидным остается одно – без серьезного внимания государства и внушительных денежных вливаний водная отрасль Казахстана так и не сможет встать с колен. Без проведения реформ и подготовки специалистов страну будет топить из года в год.

Новости партнеров