От Бакауова до Кордая: фейки порождает закрытость пресс-службы силовиков

Сейтказин Ардак
25.02.2020, 09:34

Молчание госорганов в критической ситуации приводит к слухократии

Фото из открытых источников; pro-zdorovies.ru

О «слышащем» государстве, похоже, слышали далеко не все представители официальных органов. Они будто страусы, зарываются в песок в самый ответственный момент. Почему так происходит, и можно ли привлечь к ответственности закрытые пресс-службы корреспондент Azattyq Rýhy выяснил у нескольких экспертов в сфере PR.  

Начнем с наиболее свежего примера – недавнего дезертирства с целым арсеналом оружия. Напомню, в Туркестанской области солдат-контрактник покинул войсковую часть с автоматами и пистолетами.

В любой цивилизованной стране в такой ситуации постарались бы максимально проинформировать население, ведь мотивы побега вооруженного до зубов солдата были неизвестны. А вдруг, не дай бог, он добрался бы до соседнего населенного пункта и начал стрельбу? Все мы помним кровавую прогулку алматинского стрелка.

И только утечка служебной информации хоть как-то прояснила ситуацию. В мессенджерах распространялось аудиосообщение неизвестного мужчины, который говорил о 30 АК и 27 ПМ, унесенных солдатом. Кроме того, голосовое сопровождала ориентировка на беглеца.

Выходит, при экстренной ситуации, всякий раз, нам придется ждать подобного прокола?

«Это пример отсутствия профессионализма. Потому что, если вы секретные службы, то вы должны все делать секретно. Если ваша секретность выплыла куда-то имейте способность нанять нормального пресс-секретаря, который будет способен какую-то сжатую информацию сообщить для того, чтобы не возникало домыслов. Здесь вопрос в том, как они относятся к людям. То ли силовики служат ради безопасности людей, то ли силовики используют свою силу», - говорит PR-специалист Сулушаш Магзиева.

Сулушаш Магзиева, PR-специалист

Силовикам удобно: хранить молчание они могут под бессмертным соусом «неразглашения в интересах следствия». А провокаторы только этого и ждут. Как снежный ком нарастает «сетевая» паника в условиях информационного вакуума. Тут вам и «полуофициальные» блогеры, доброжелатели из-за рубежа, и обычные клавиатурные эксперты.  

«Пресс-службам это сходит с рук (молчание – Azattyq Rýhy). И у них нет никакого наказания за то, что они не дали правильной реакции. Но у них точно будет наказание, если они дали быструю, но неправильную реакцию. Все запуганы. И поэтому лучше промолчать, чем сказать. Все сейчас поддерживают эту политику. Хотя одно слово официальной информации убивает миллион фейков. Сейчас много фейковой информации, время блогеров, то есть блогерства безответственных людей, которые не занимаются фактчекингом, перебивают фактаж своими эмоциями», - утверждает Сулушаш Магзиева.

Далее – загадочная история с задержанием Булата Бакауова (его чудесное освобождение – предмет отдельного материала). Опять же куча сообщений в соцсетях, в том числе, якобы, от очевидцев громкого задержания, но силовики упорно молчали. Ладно они, тут действительно мог вмешаться процедурный, скажем так, бюрократический элемент. Пресс-служба областного акимата в тот день вообще выдала дезинформацию: мол, Бакауов на выезде, он весь в работе. Кто-нибудь понес ответственность за распространение ложных данных? Разумеется, нет.

Еще один пример – страшные беспорядки в Кордае. На страницах в пабликах было опубликовано видео драки, пожаров. Казахстанцы не знали, что происходит, начали паниковать. О том, что ситуация там находится под контролем все мы узнали лишь после того, как Президент написал соответствующий пост в своем Twitter-аккаунте.

«В таких ситуациях силовики должны разъяснять, пояснять, демонстрировать, что они наши защитники, что они управляют ситуацией. Но не так, что они позже всех об этом сообщают. Из-за этого, в том числе, у нас мнение, что силовики самые коррумпированные, закрытые и не контролируют процесс. Они обижаются, что население им не верит. Но откуда возьмется доверие? Когда происходят подобные события, и они не реагируют. Это же системная работа и она строится из мелочей, а не так, что они все проигнорировали, а потом тратят деньги на съемки роликов, где показывают какие они молодцы и плакаты развешивают. Понятно, что у них есть специфика деятельности, но нужно разработать инструкцию как они будут работать в сфере коммуникаций, должен быть шаблон, инструкция, когда что-то происходит, как они действуют в сфере коммуникаций. Потому что, они несут ответственность за то, что фейки распространяются, так как создают информационный вакуум», - считает PR-специалист Асель Тынышбекова.

Асель Тынышбекова, PR-специалист (справа)

Между тем, PR-специалисты считают, что пресс-службы некоторых государственных органов предпочитают хранить молчание не из-за собственной некомпетентности, а ввиду системных нарушений или же недоработок ведомства. Дескать, освещать по сути нечего.

«Приглашая самого гениального пиарщика на госслужбу, вы не сможете «отмыть» госорган. Почему? Потому что пиар - лишь увеличительная лупа, если есть хороший менеджмент, он показывает какие крутые решения принимаются. Если же менеджмент «говно», то, извините, увеличительная лупа конфетку показать не сможет. Он сможет обмануть, конечно, но в какой-то момент рано или поздно правда вскрывается», - выразил мнение PR-специалист Нуркен Халыкберген.

Нуркен Халыкберген, PR-специалист

Работа у коллег действительно непростая. Только вот заключается она не в заискивании перед начальством, а в первую очередь, в оперативном информировании о деятельности того или иного госоргана либо прояснении определенной ситуации. В конце концов, надо вовремя успокоить людей, прервать поток вранья в соцсетях и мессенджерах.

Алтыншаш СМАГУЛОВА

Вам будет интересно: