«Мы – как вторые мамы»: учитель из Павлодара – о детях и работе

Смагулов Амир
01.09.2023, 16:39

Главная героиня этого материала признается, что очень близка со своими учениками

Фото Azattyq Rýhy

Увлеченный, грамотный преподаватель формирует у своих учеников заинтересованность в школьных занятиях, понимание дружбы, оказывает огромное влияние на становление ребенка. Именно такой учитель вызывает у учеников уважение и благодарность за путь к познанию мира, который он им указал. Так было и у нашей героини Асем Камеровой, которая впоследствии и сама стала учителем начальных классов в одной из школ Павлодара, передает Azattyq Rýhy.

Асем Камерова родилась в поселке Алаколь. Прожив там вместе с родителями три года, они переехали в Экибастуз, где девушка провела все свое детство и окончила 11 классов. Стать учителем – было детской мечтой девушки, от которой она отказалась из-за «непослушных детей», но, как мы понимаем, судьба – штука интересная.

«Мне действительно нравилась эта профессия, потому что в начальной школе мне уже доверяли проводить уроки ИЗО, то есть я объясняла своим сверстникам, как строить рисунок, оказывала им помощь. В этом хочу поблагодарить мою первую учительницу Фадину Галину Павловну, которая дала мне возможность проявиться. А в старшем звене пробовала вести уроки на дне самоуправления. Это было тяжело, тут я уже начала сомневаться в выборе профессии, потому что маленькие дети оказались не такими послушными, как мне хотелось», - рассказывает наша героиня.

Поэтому ближе к 9 классу как и многие выпускники она посещала различные учебные заведения, колледжи, советовалась со старшими на тему «Кем стать». Долго думая, она решила поступать в медицинский университет на стоматолога, но не вышло.

«Все мои мечты были об этом, поэтому я выбрала пятым предметом на ЕНТ биологию. Два года упорного труда дали мне результат в 101 балл из 125 возможных, но этого было недостаточно, чтобы поступить на грант. Ну, и, в наше время была возможность записать несколько специальностей и вузов, что я и сделала: в первую очередь написала медуниверситет в Астане, затем Караганду, следующим был Семей, и, наконец-то, Павлодарский пединститут. Его я написала в случае того, если не пройду в другие вузы. Что и случилось, но и здесь все было непросто! При подаче документов нам давали списки специальностей, которые мы можем выбрать сами. Я, долго не думая, выбрала первую строку с надписью «Биология», думая, что это специальность. Как оказалось позже, это был пятый предмет, который мы выбирали на ЕНТ, а специальность была закодирована напротив, но я этого не увидела! Об этом я узнала в августе, перед началом учебного года. Увидев себя в списках грантников, я была в смешанных чувствах! Ведь, как оказалось, мне предстояло выучиться по специальности «педагогика и методика начального обучения», - рассказала Камерова.

Осознав, что предстоит четыре года учиться на преподавателя начальных классов, девушка признается, что расстроилась. И, несмотря на то, что родители были готовы оплачивать дорогостоящее обучение в медуниверситете в Астане, наша героиня решила довериться судьбе и поехала в Павлодар в пединститут.

«Жила я у родственников, поэтому адаптация прошла незаметно. Нашу группу, состоящую из 13 человек, называли одной из самых дружных и ответственных, ведь учителя начальных классов другими быть и не могут! Все 4 года я училась на «отлично» и впоследствии ни разу не пожалела о своем выборе», - отмечает она.

После окончания учебы перед ней стоял сложный выбор: уехать с дипломом в село либо остаться в городе. На него повлиял будущий муж девушки, который предложил пожениться после окончания вуза.

«Вот тут начинается один из сложных этапов в моей жизни, ведь найти работу молодому специалисту оказалось не так то и просто. Я ходила по школам, но мне отказывали. В итоге, по совету моего куратора, я направилась в СОШ №28 Павлодара, где требовались учителя. Пройдя собеседование, меня выбрали на ярмарке вакансий, чему я была очень рада! Уже с 1 сентября я набирала свой первый класс с литерой «Г», - поделилась воспоминаниями учитель.

Асем признается, что в самом начале профессионального пути было очень тяжело, ведь все было в новинку.

«Этот ответственный момент я никогда не забуду, потому что я очень переживала, но мне повезло, потому что родители моих учеников оказались понимающими людьми. Дети всегда очень активные и шумные. Я пыталась дать им качественные знания, отдавалась полностью. За этот период похудела аж на несколько килограммов из-за стресса. Мне в короткие сроки нужно было столько всего узнать и делать, отчего я и пренебрегала обедами и отдыхом. Хоть и детей в моем классе было не так много - 19 человек, я часто уставала еще и от бесконечной бумажной работы», - рассказывает наша героиня.

На бумажную работу, наверное, жаловались все учителя. А ведь, помимо преподавания и бумажной работы, были и другие обязательства.

«В первый год работы мне дали подворовой обход квартир. То есть у меня было два благоустроенных дома по 100 квартир, и я должна была обойти все квартиры и выяснить, есть ли среди жителей ученики, которые ходят в школу не по прописке. В этом мне, конечно же, помогал муж. Нас могли выгнать из подъезда, накричать, обозвать… Было неприятно, я вообще не понимала, почему я должна это делать, да и все учителя страны. Честно, было желание бежать со школы, не оглядываясь, но отработка гранта меня держала. Поэтому с уверенностью могу сказать, что первый год в школе был самым сложным в моей педагогической деятельности на сегодняшний день», - рассказала учитель.

После первого года все становится понятнее и легче. Так прошло восемь лет.

«С бумажной работой я разобралась, в мои обязанности входили: разработка планов, заполнение журнала, воспитательная работа, соцкарты, анализ контрольных и самостоятельных работ и т.д. Родительские собрания начала проводить увереннее, уроки вести интереснее. С каждым годом я чувствовала, что расту как учитель», - поделилась она.

В 2020 году Асем Камерова решила поступать в магистратуру. Изначально она поступила в российский вуз. Но совмещать жизнь на две страны оказалось сложным, поэтому девушка забрала документы и ждала, когда Павлодарский пединститут получит статус «университет». Когда это произошло, в самый разгар пандемии она зачислилась на грант в магистратуру и успешно окончила ее в 2022 году. В это же время ей предложили остаться в университете преподавателем, но она согласилась только на частичную занятость, ведь уходить со школы уже не хотелось.

«В мои обязательства входили практики, на которых я делилась своим опытом со студентами. Это был бесценный и полезный опыт! Но я продолжаю работать в школе. Не зря говорят, что учителя начальных классов - это вторые мамы, ведь мы очень близки со своими учениками. Мы видим, как они растут и взрослеют, влюбляются и находят своих друзей, а мы всегда с ними рядом, поддержим и направим! Это самый большой плюс в нашей гуманной профессии», - рассказала учитель начальных классов.

Из плюсов Асем Руслановна также выделила возможность самосовершенствоваться и постоянно расширять свои знания благодаря курсам повышения квалификации, тренингам, коучингу, мастер-классам. Помимо этого к плюсам профессии она отнесла творчество, которое проявляется на уроках и внеклассных мероприятиях. А еще постоянное общение с людьми и интересные знакомства. Если в коллективе 25 детей, то это как минимум 25 специалистов из разных сфер.

Большим плюсом, по мнению специалиста, является частичное сокращение отчетов, так как в основном они стали электронными. Это экономит время и средства. Особенно для молодежи это нововведение удобное, а старшее поколение прокачивает свои навыки и шагает в ногу со временем. Также сюда нельзя не отнести долгий отпуск летом.

Конечно, как и в любой другой профессии, в учительстве есть и минусы. Это частое эмоциональное и профессиональное выгорание из-за большого объема работы, ведь к урокам нужно готовиться каждый день. Также «сложные» дети и родители, которые не идут на контакт либо не проявляют интереса к учебе.

Говоря о материальном, то первая зарплата учителя начальных классов в Павлодаре составляла 46 тысяч тенге.

«Помню, как я на них купила осеннее пальто в кредит на три месяца. Сумма была небольшая, но я повышала свою квалификацию и не боялась брать нагрузку. В некоторые годы у меня было 2 класса, я работала с утра до вечера 6 дней в неделю. Затем система менялась, программа обновилась и учебные часы сократили, но стали повышать базовую ставку. В целом, зарплата учителя зависит от нескольких составляющих: уровень образования, категория, стаж, наличие классного руководства, проверки тетрадей и дополнительной нагрузки», - рассказала преподаватель.

Сейчас под «крылом» Асем Камерой второклассники лицея. Дети под ее руководством пишут научные проекты, участвуют в конкурсах и олимпиадах. Работы, как отмечает девушка, как всегда много, но в другой профессии она себя не видит.

«Конечно, в начале пути были мысли уйти с образования, но что-то меня останавливало. Это значит, что в эту профессию я пришла не зря! Поэтому, молодые люди, не бойтесь пробовать и искать себя. Во - вторых, превратите свое хобби в профессию. В любом случае вы знаете свою сильную сторону, от нее и отталкивайтесь.

В-третьих, не бойтесь ошибаться. Плохой опыт – тоже опыт. В-четвертых, выходите из зоны комфорта. Учитесь делать то, чего никогда не делали, берите ответственность на себя. Вы должны быть готовы ко всему и не бояться сложных моментов, ведь только так вы сможете развиваться профессионально и двигаться вперед. И в заключении хочу сказать, что иногда ситуацию нужно принять. Как в моем случае, я даже представить не могла, что профессия учителя подарит мне такие возможности! Помните, что у судьбы могут быть на вас грандиозные планы и не всегда они совпадают с нашими», - заключила Асем Камерова.

Вам будет интересно: