«Без знакомых и откатов»: фермеры не могут получить бесплатную землю от государства
А молокопереработчики недовольны схемой выплат субсидий
Крестьяне, которые хотят заниматься земледелием и животноводством, не могут получить бесплатную землю от государства без знакомых и откатов. Причиной тому стало отсутствие в законодательстве четких норм и условий, регламентирующих эту процедуру. А молочники тем временем жалуются на новые подходы Минсельхоза к выплате субсидий. Казахстанцам в скором времени придется отдавать за молочную продукцию еще больше денег. Жалобы предпринимателей собрал корреспондент Azattyq Rýhy.
Согласно статистике, в Казахстане из 272.5 млн гектаров земли 214 миллионов – это сельскохозяйственные угодья. Имеется 184 миллиона гектаров пастбищных угодий. В обороте находится 113 млн земель сельхозназначения, в резерве – около 70 млн.
Как рассказал заместитель директора департамента строительства и земельных отношений НПП «Атамекен» Ернур Абжан, для того, чтобы заняться сельским хозяйством в Казахстане, землю можно получить только в аренду посредством конкурсов. Если в конкурсе примут участие три человека, и у них будет одинаковое количество баллов, члены земельной комиссии сами решат, кому отдать землю. В правилах, регулирующих данный конкурс, есть пункт: «если два или три человека, участвовавшие в конкурсе, имеют одинаковый балл, то победитель определяется голосованием членов комиссии».
Другими словами, кто понравится комиссии, тому и достанется земля. Это, несомненно, создает условия для коррупционных правонарушений. В Казахстане очень много случаев, когда земельные участки выдают «своим».
«Например, аким села говорит «Я хорошо знаю этого предпринимателя, он активный, давайте отдадим ему землю». И земля передается этому человеку. Кроме того, фермеры жалуются, что они не могут получить землю без знакомых. Сейчас помогаю с документами трем-четырем предпринимателям для участия в конкурсах на получение земли. Но при их обращении в акиматы районов им прямо говорят «У земли есть хозяин, вы тратите время впустую, участвуя в конкурсах». Выходит, что конкурс проводится для галочки, и победитель уже заранее определен», – отметил Ернур Абжан.
Специалист объясняет, что при участии в конкурсе на получение земли в соответствующих правилах утвержден только один критерий, по которому выставляются баллы. Все зависит от того, сколько в будущем бизнесмен готов вложить в освоение и развитие земли. По этому показателю выставляется балл. Засчитывается от одного до 20 баллов.
«К примеру, если участник конкурса указывал 31 тысячу тенге за один гектар пастбища, то ему ставят максимальные 20 баллов. Но документа, подтверждающего это, не требуется. Все прописывается только в бизнес-плане. Кто больше пообещал инвестиций, тот и получает землю. Члены комиссии отдают ее путем голосования. А будут ли далее вложены указанные инвестиций – за этим никто не следит. Причина проста – в условиях конкурса нет четких сроков вложения средств», – рассказал Ернур Абжан.
По такому кривому механизму отраслевого госоргана – Министерства сельского хозяйства, который не предусматривает получение земли наиболее эффективными фермерам, ежегодно выдается порядка 3-5 млн га. А потом министерство сетует, что сельхозземли не используются, добавил спикер. Для искоренения коррупции и совершенствования механизма конкурсов эксперты внесли ряд предложений в Министерство сельского хозяйства.
«Мы предложили Минсельхозу определить конечные сроки, чтобы обещанные инвестиции были вложены в землю, и победитель конкурса выполнил свое обязательство, за счет которого он и обошел других участников. То есть, как мы видим, условия проведения конкурса сейчас весьма «сырые», – пояснил Ернур Абжан.
Эксперты отметили пробелы в законодательстве и озвучили конкретные предложения. Кроме того, они вынесли вопрос на рассмотрение правительственной комиссии по проблемным вопросам бизнеса и на заседание рабочей группы, созданной по поручению Президента. Эксперты предложили внести в правила конкурса те критерии, которые определены Земельным кодексом.
«В статье 43-1 Земельного кодекса прописаны условия предоставления земель сельскохозяйственного назначения. Помимо планируемых инвестиций при предоставлении земли, должно учитываться, какие агротехнологии будут применять, имеется ли сельхозтехника, специалисты, скот и другие критерии. Минсельхоз ввел все это в правила конкурсов, но за эти критерии баллы не предусмотрел. Баллы предусмотрены только за планируемый объем инвестиции фермера. Тогда суть остальных требований по критериям была сведена к нулю. Мы все это донесли до госоргана, какие нужны изменения фермерам в правилах конкурсов», – сказал он.
По вопросам, которые ранее «игнорировались» госорганом, сейчас есть продвижение. Минсельхоз приступил к изменению правил конкурсов.
«Мы направили на согласование изменения правил конкурсов. За планируемый объем инвестиции число баллов было снижено с 20 до пяти. По одной заявке в конкурсе максимально можно набрать 29 баллов. Озвученные нами предложения и замечания включили в новый проект правил. Но, к сожалению, не все. Так что есть еще пробелы. Например, мы указывали на необходимость определения конечного срока инвестирования – сколько лет они будут осваивать свои финансы. Эти и другие требования в правила не включены», – сказал специалист.
Эксперты продолжат работу в данном направлении, конечной целью которой будет автоматизация процесса предоставления сельхозземли. Это исключит человеческий фактор и устранит коррупционные риски.
К слову, недовольны работой чиновников и молокопереработчики. Так, в Минсельхозе считают, что введенная норма о выплате субсидий по факту реализованного объема целесообразна.
Основной аргумент Минсельхоза заключается в том, что эта мера устранит возможные факты приписки субъектами бизнеса фактического объема производства. В то же время Минсельхоз признается, что с момента внедрения господдержки, то есть с 2014 года выявленных фактов касательно приписки по объемам производства молочной продукции со стороны бизнеса нет.
Что касается проблемы дефицита сырья в межсезонный период, то для решения данной проблемы Минсельхоз обещает молочникам продолжить работу по субсидированию инвестиционных вложений на строительство молочно-товарных ферм, а также внести предложения в местные исполнительные органы использовать часть средств, выделенных СПК для создания стабилизационных фондов социально-значимых продовольственных товаров на местах по оборотной схеме.
Но по словам руководителя Молочного союза Владимира Кожевникова, Минсельхоз не учел, что молокоперерабатывающие предприятия зависимы от сезонности производства молока. Имеющиеся объемы товарного молока не обеспечивают круглогодичную загрузку молочных заводов. Переработчикам важно в сезон иметь средства на закуп сырья и обеспечение казахстанцев качественной и доступной молочной продукцией.
«Субсидии переработчикам нужны летом для закупа молока-сырья и производства продукции. Цены на сырье из-за внешних факторов постоянно растут. К примеру, за последние 2 года стоимость молока-сырья выросла на 61% – со 126,9 тенге за кг до 204,2 тенге за кг, соответственно, сырьевая себестоимость сливочного масла выросла на 45,5%», – сказал Владимир Кожевников.
Расчеты предпринимателя на практическом примере показали, что для производства 1 кг сливочного масла необходимо 22 кг сырого молока. Учитывая стоимость молока, только сырьевая себестоимость продукции составляет порядка 4 тысяч тенге и это без учета других затрат предприятий, и рентабельности.
Молочники «кричат», что внедрение МСХ новых подходов к субсидированию переработки серьезно ухудшит положение отрасли, снизит их конкурентоспособность, лишит возможности закупать молоко-сырье в летний период и приведет к удорожанию продукции, однако остаются не услышанными.