Психология спасателя

Автор: Azattyq Rýhy

Зачем спасателям психолог?

Оксана Петрова психолог Оперативно-Спасательного Отряда Службы пожаротушения и Аварийно-Спасательных работ ДЧС ВКО. В системе ЧС служит 12 лет.  Участвовала в более 200 выездах на происшествия и чрезвычайные ситуации для оказания психологической помощи гражданам, передает Azattyq Rýhy.

В своей работе учит людей справляться с бедой, занимается профилактикой дезадаптивных нарушений, которые в будущем будут мешать человеку справляться с проблемой.

- Как пришли в профессию?

-Мой профессиональный путь начался с желания узнать, как я смогу проявить себя в этой не простой профессии. Исследование личности – это все так интересно! Пришла на собеседование и поняла, что меня буквально «зажег» идеей «дела спасения» наш руководитель отряда Игорь Лапенлавский. Самоотверженность, желание прийти на помощь человеку, не смотря на риск. И, конечно же, флер романтики профессии.  Для меня, как для молодого специалиста, это было подобно открытию невероятного горизонта в деятельности.

- Какие навыки приобрели в процессе карьеры?

- От опытных спасателей я получила целую кладезь знаний и стала разносторонней, освоила даже азы альпинистского дела, прошла все испытательные мастер-классы, ну и, конечно же, практика - сама работа в чрезвычайных ситуациях. Я служила в отряде и прислушивалась к опытным советам коллег, постоянно оттачивала свое мастерство. Считаю, что я специалист обучающийся, постоянно саморазвиваюсь, совершенствую свои навыки. Каждая ситуация индивидуальна, и я постоянно узнаю что-то новое. Где-то корректирую себя, понимая, что здесь надо было сделать по-другому.

- Какие ситуации запомнились больше всего?

- Помню свой выезд, когда парень хотел спрыгнуть с 9-го этажа. Приехав на место происшествия, где были, наверное, все службы города: полиция, скорая, пожарные, поднявшись на лестничную площадку, я увидела юношу, который выбив стекла окна, сидел свесив ноги вниз, угрожая спрыгнуть. Попыталась с ним заговорить, он начал кричать «Отойдите!». Я отступила, ждала… Продолжала понемногу задавать вопросы человеку, полностью разбалансированному в данный момент. Заметила, в процессе, что у него пересохли губы, предложила воды, отошла, чтоб не спугнуть, он спрыгнул с подоконника, выпил воды и стал более «открытым».  Разговор завязался, нашла за что зацепиться. Сама в душе переживала сильно, ноги даже тряслись, но я этого не показывала. В процессе разговора я отвлекала «самоубийцу» и даже смогла присесть рядом. Парень повернулся ко мне и спиной к окну. Тем временем, спасатели аккуратно стали спускаться с крыши по веревкам, это я поняла по сыпавшимся крошечным камушкам с кровли дома. Операция началась. Я отвлекала собеседника пока мои коллеги не «приземлились» и не втолкнули внутрь здания, ничего не понимающего парня из зоны опасности. Когда человек стоит на перепутье, важно быть рядом и найти ему весомую причину остаться в этой жизни.

В Риддере, когда произошел лесной пожар, работала с людьми при участии наших медиков, и как я поняла, эта тактика дает хороший результат. Пока оказывали врачебную помощь, я нашла «путь» к пострадавшим. Главное, чтобы они почувствовали, что мир не равнодушен к их беде, что рядом есть те, кто пришел на помощь. Заметила, что работать индивидуально, значит работать вглубь, а в группе раскрыться у кого-то получается, а у кого-то нет.

При работе с детьми, больше упор делается на работу с их родителями. Ребенок, если чувствует, что родитель борется, он понимает, что все наладиться, что он защищен. Детям мы даем объяснение и поддержку, но именно через маму и папу он воспринимает проблему и понимает, как с ней справиться. В чрезвычайной ситуации встречаешь людей, которые испытали стресс, потерю, боль. Человеку важно почувствовать, что он сможет преодолеть это и снова начать быть нужным миру. Мы вместе с человеком проходим истерику, агрессию, испытание чувства страха, апатию и очень важно не оставить пострадавшего наедине со своим горем. Главная наша задача – облегчить симптоматику, помочь преодолеть глубокое недоверие к миру, преодолеть полученную травму, дать ресурс и возможность почувствовать ради чего жить дальше и бороться.

- Как Вы переключаетесь с этой сложной работы? Допустим, была сложная смена, погибшие, а у твоего ребенка дома день рождения?

- Понятие Субличности. Дома ты мама, на работе - ты профессионал, с подругой - ты подруга, с мамой - ты дочь. Ты вышла с работы, и если ты «потащишь» за собой весь этот поток негатива, который ты выстрадала, твоя личная жизнь разрушиться. Поэтому надо учиться перестраиваться.

- А какой ты человек дома? В отпуске?

- Я много смеюсь, люблю громко петь, хотя домочадцы это не очень любят…Я люблю садоводство и выращивать цветы. Каждый новый цветок для меня радость неимоверная. Дома много, порядка 70 цветов. Готовлю завтрак, как любая женщина суечусь, много забот по дому.

- Как семья относится к профессии?

- С пониманием. Уже привыкли, что внезапный отъезд - это часть моей работы. Папа берет роль мамы на себя. И двоих детей кормит, везет в больницу, в школу. Все отработано как по схеме уже. Главное, чтоб связь была. Если ее нет-придется потерпеть.

- Почему спасателям тоже нужны психологи?

- Потому, что они тоже люди. Они также травмируются, устают, у них тоже есть семьи и отношения. Психолог может направить, дать рекомендации как быть с той ли иной тревогой, ситуацией и как поступить в межличностных отношениях. Я не чувствую себя вне системы. Я часть, «винтик» большого механизма, понимаю свою нужность. Идет взаимосвязь спасатель-психолог. Провожу много тренингов, занятий, есть у нас и кабинет психологической разгрузки для сотрудников. Психолог сопровождает каждого спасателя на протяжении всего периода его службы. Все кандидаты на службу или работу проходят обязательное собеседование у психолога – это предварительный профессиональный отбор. Психодиагностика – каждый с определенной периодичностью должен пройти тестирование для того, чтобы вовремя выявить нюансы, с которыми необходимо поработать. Психокоррекция – это как раз работа с теми нюансами, которые были выявлены на этапе психодиагностики.

- Каково это работать в мужском коллективе?

- Сначала не просто. Но с годами это стало легко, рядом всегда помощь и забота. Я адаптировалась и развивалась в профессии, и вот спустя 12 лет чувствую себя на своем месте.

И в завершение. Помощь может обеспечить почти любой, способный ощущать и проявлять сочувствие, понимающий переживания тех, кого коснулись, травмирующие события, и видящий мир их глазами. Не обязательно спасатель или миротворец, хотя именно им первыми приходится вступать в бой с посттравматическим синдромом. Сопереживание требует от собеседника внимательного и уважительного отношения к человеку, с тем, чтобы создать для него обстановку, позволяющую ему говорить и реагировать на бедствие.

Страны, которые имеют разветвленную систему спасательных служб, как правило, обу­чают их бойцов первым приемам психологической помощи, благо они достаточно просты. Психо­логическая поддержка основана на здравом смысле и присущей людям готовности, помочь. Глав­ное, что должен помнить спасатель - люди, пережившие бедствие, возможно, были близки к смер­ти, что могло потрясти до самого основания их веру в себя и исповедуемые ими ценности. Жизнь может восприниматься, как хаос, что снижает способность адекватно реагировать на новую ситуа­цию, вести нормальную жизнь и удовлетворять основные потребности. Восстановление этих ос­нов внесет смысл в жизнь жертв катастрофы. Это, однако, требует времени и, желательно, вмеша­тельства профессиональных психологов и психотерапевтов. Но наибольшую психологическую помощь оказывают друзья и семья. Некоторые исследователи высказывали предположения о том, что прочные системы убеждений, от религиозных до политических, могут также помогать людям противостоять или легче переносить психологические воздействия.

Важно, чтобы пострадавшие осознали, что реакции, которые они испытывают в критической ситуации, не являются исключительными и что они представляют собой обычный ответ на чрезвычайные события.