Ритуальные организации покупают информацию об умерших в Казахстане

Автор: Ахметбеков Асхат

Ритуальный бизнес – один из самых темных, скрытых, неконтролируемых, утверждают в Антикоррупционной службе

Иллюстративное фото: 24.kz

На сегодняшний день, сфера оказания ритуальных услуг является целым бизнесом, в котором все работают в одном кругу - морги, органы полиции, скорые помощи, больницы, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на пресс-службу Департамента Агентства РК по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по Алматинской области.

Эксперты и специалисты, которые занимаются в данной сфере признаются, что ритуальный бизнес – один из самых темных, скрытых, неконтролируемых, и о честной конкуренции в данной сфере говорить не приходится. Поскольку в ритуальном бизнесе много теневых, в том числе коррупционных схем, начиная от продажи мест на кладбищах, заканчивая продажей сведений об умерших.

Антикоррупционной службой по Алматинской области совместно с проектным офисом «Жетісу - адалдық алаңы» на основании неоднократных обращений и жалоб жителей Алматинской области проведен антикоррупционный мониторинг в сфере предоставления ритуальных услуг в Алматинской области.

Казахстанцы смогут официально оформить несогласие на трансплантацию органов после смерти

Как было установлено в ходе мониторинга, ежегодно в Алматинской области умирает около 13 тысяч человек. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, в Алматинской области в 2018 году было зарегистрировано 13 286 фактов смерти, в 2017 году - 13 486, в 2016 году - 13 457. За каждый «факт смерти» у ритуальных коммерсантов идет жесткая борьба, то есть борьба за захоронение, борьба за ритуальные услуги.

В ходе мониторинга выявлены основные проблемы и коррупционные схемы, которые возникают в данном направлении и которые необходимо решить на республиканском уровне.

Проблемы и коррупционные схемы

1. Утечка информации о покойном

Родственники только узнали, что скончался близкий человек, а к ним в дверь уже стучатся ритуальные компании. Такие факты имеются повсеместно в нашей области, к нам в ходе мониторинга также обращались жители, которые удостоверили эти факты. То есть, тут очевидно, что информация «уходит» от тех, кто получает информацию о смерти. Отследить, кто конкретно передает информацию, довольно несложно.

«Кто имеет (к информации) доступ? Диспетчер скорой помощи, который принимает вызов, водитель и врач скорой, диспетчер полиции, дежурный органа полиции, сам полицейский. Уже шесть человек, если не считать их руководство, которое может наладить целую систему продажи информации». То есть, эта информация оплачивается. Соответственно, здесь мы видим коррупционное начало ритуального бизнеса. Мониторинг установил, что обычно ритуальные организации договариваются с сотрудником какой-нибудь больницы, что те будет за определенную плату сообщать о «покойниках». А если человек скончался дома, необходимо вызывать полицию. И бывает, что такой инспектор тоже связан с каким-нибудь похоронным бюро и сразу дает им адрес, с которого прошла заявка.

На практике, как было выявлено в ходе мониторинга, такой инцидент имел место в Илийском районе Алматинской области. У одной женщины умерла тетя, и они сообщили в органы полиции, тогда как самыми первыми приехали представители организации ритуальных услуг. Конечно же, для семьи это был шок, как они могли узнать об этом, если они сообщили только в органы полиции. Здесь, все наглядно и очевидно, что информация об «умершем человеке» просто была продана. Стоит эта информация в зависимости от заключенной договоренности, по выявленным фактам в ходе мониторинга, в среднем 100-150 долларов. Как установлено мониторингом, на практике случались моменты, когда в один и тот же дом вместе с бедой приходили сразу несколько похоронных организаций - и «от врача», и «от полиции».

2. Неконтролируемая сфера

Стоит отметить, что сегодня сфера ритуальных (похоронных) услуг является неконтролируемой. Антимонопольное ведомство ими не занимается. Деятельность их не лицензируется. Этические нормы нигде не прописаны. Достаточно просто открыть свое ИП, ТОО, и вести этот бизнес. Поэтому цены на их услуги могут быть какими угодно. То есть определенной утвержденной шкалы, в разрезе услуг, нет. В среднем, как было изучено в ходе мониторинга, цены начинаются от 25 тысяч тенге, а предельной суммы просто нет - это может быть и 500-600 тысяч тенге.

3. Теневой бизнес

Сегодня сказать точное количество организаций, которые занимаются оказанием ритуальных услуг практически является невозможным. Поскольку, граждане, просто открывая ИП, ТОО, начинают осуществлять свою деятельность. Определенные дополнительные критерии, условия к ним не предъявляются. К примеру, в городе Алматы насчитывается более 300 компаний, которые предлагают ритуальные услуги, многие из них «черные» и налоги просто не платят. Тогда как в Алматинской области, согласно данным Департамента государственных доходов, занимаются организацией похорон и предоставлением ритуальных услуг 34 индивидуальных предпринимателя и 3 ТОО. Стоит отметить, что это лишь официально зарегистрированные, а количество «темных» организаций, занимающихся этим бизнесом остается неизвестным. Многие из них даже не платят налоги. Тогда как теневой оборот денег в этой сфере насчитывает миллионы тенге.

4. Плата за место на кладбище

Согласно пп. 3 статьи 109 Земельного кодекса РК, из земель общего пользования, занятых и предназначенных под кладбища, на каждого умершего жителя поселения или лицо без определенного места жительства, умершее в данном поселении, для захоронения бесплатно выделяется земельный участок не менее шести квадратных метров. Исходя из этой статьи, все земли, выделяемые под кладбища - общего пользования. Соответственно, выдаются бесплатно абсолютно всем гражданам. Люди платят только за услуги захоронения, но никто не имеет права брать плату за землю. И, тем не менее, как показывает мониторинг, родственникам многих умерших приходилось платить за участок на кладбище.

Так, в ходе мониторинга с жалобой обратились жители Алматинской области, которые заявили, что за место на кладбище с них взяли деньги в сумме 55 тысяч тенге. Кроме того, цена земли зависела от местоположения и обустройства. Это возникает из-за того, что люди просто не знают о том, что земля предоставляется бесплатно, и черные ритуальщики, просто пользуясь тем, что зачастую родственники находятся в психологическом шоке, наживаются на этом, и берут плату за участок.

5. Отсутствие нормативных правовых актов в данной сфере

Сегодня в Казахстане закона о похоронном деле нет. Хотя подобные законы «О погребении и похоронном деле» есть практически во всех странах мира, и после 1991 года были приняты в постсоветских. Кроме того, не считая отдельного закона, до 2019 года в Алматинской области и в целом по республике не было ни одного нормативно-правового акта, который регулировал бы эту сферу.

31 мая 2019 года Министерством национальной экономики РК были утверждены Типовые правила погребения и организации по уходу за могилами. Аналогичные региональные правила были утверждены и в Алматинской области 28 августа 2019 года решением Алматинского областного маслихата. Из нормативных документов также имеются «Санитарно-эпидемиологические требования к кладбищам и объектам похоронного назначения», утвержденные приказом министра национальной экономики РК от 26 февраля 2015 года № 138.

Но, в условиях полной бесконтрольности за их соблюдением, никто фактически не следит. За редким исключением, ритуальные машины после похорон не обрабатывают обеззараживающими средствами. Если на рынке есть частник с автобусом, то сегодня он запросто может работать катафалком, а завтра везти детей на экскурсию. Или вот еще пример: на большинстве кладбищ нет ограждений, к ним нет подъездных путей, на их территории нет ни воды, ни электричества, ни туалетов. Кто хоронит, как, где и за сколько - вопрос исключительно местной специфики и жадности местных же ритуальных организаций.

Выводы

Подводных камней в ритуальной отрасли очень много. В этой сфере необходимо навести порядок. В первую очередь, необходим конкретный орган, который бы определял программу развития этой отрасли, и для которого «похоронная деятельность» не была бы чем-то второстепенным, как сейчас. Также необходим государственный и общественный контроль за этой сферой. Наиболее важные функции контроля должны быть на местном уровне. Далее: следует лицензировать эту деятельность и поставить определенные критерии, требования к данным организациям. Кроме того, чтобы был порядок, необходим все-таки отдельный закон, который мог бы регулировать все направления этой сферы.