50 тысяч дополнительных грантов выделят колледжам в 2023 году – Минпросвещения
Дуальное образование внедрено уже в 558 колледжах страны
Техническое и профессиональное образование в Казахстане получит свое развитие. Для того, чтобы молодежь могла получить первую специальность, в этом году на 50 тыс. увеличится количество образовательных грантов для колледжей. Это значит, что еще 50 тыс. абитуриентов смогут учиться бесплатно, передает Azattyq Rýhy.
Министерством просвещения РК ведется работа по увеличению госудаственного заказа в рамках поручения главы государства по обеспечению бесплатным техническим и профессиональным образованием по востребованным специальностям для поступающих после девятого класса. В частности, в этом году государственный заказ будет увеличен на 50 тыс. мест.
В Закон «Об образовании» внесены изменения: дополнен перечень квот на зачисление в колледжи еще по трем категориям. В частности, детям из многодетных семей – 5%, из неполных семей – 1%, из семей, имеющих детей-инвалидов – 1%. Здесь же стоит отметить, что на сегодня часть государственного заказа направлено на технические специальности. В основном речь идет о таких специальностях по отраслям, как металлургия, IT, строительство, инженерия, услуги. Как сообщают в Министерстве просвещения, в настоящее время доля принятых студентов по техническим специальностям составляет 50% или 61 тыс. человек.
Параллельно Минпросвещения совместно с акиматами областей внедряет целевую подготовку кадров по заявкам предприятий с обязательством трудоустройства. Для этого предприятие заключает договор о целевой подготовке с колледжем. При этом предприятие берет на себя обязательства по организации практики, стажировки педагогов на своей базе и дальнейшее трудоустройство выпускников. В рамках целевого госзаказа образовательные программы будут обновлены под требования работодателя, организовано дуальное обучение, студенты смогут в процессе обучения проходить практическое обучение на предприятии. В первую очередь это повысит солидарную ответственность как заказчика, так и исполнителя.
«Таким образом, по окончании обучения 100% выпускников в рамках целевого госзаказа смогут трудоустроиться на данных предприятиях», – считают в ведомстве.
Стоит отметить, что в текущем учебном году по заявкам предприятий уже приняты 10 тыс. студентов. Кроме того, планируется охватить дополнительно 10 тыс. абитуриентов по целевому заказу предприятий.
По поручению главы государства колледжам также представлена академическая самостоятельность. О чем это говорит? О том, что колледжи страны совместно с работодателями самостоятельно определяют содержание образовательных программ, сроки обучения. То есть подготовка специалистов будет соответствовать требованиям рынка труда. Также составлен реестр образовательных программ. К слову, казахстанские колледжи в качестве дополнительного документа к диплому начнут выдавать карту компетенций выпускника. Этот документ необходим выпускникам колледжей при трудоустройстве, чтобы отобразить свой уровень профессиональной подготовки и владения компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии.
По данным Минпросвещения, на сегодняшний день уже 498 предприятий сотрудничают с колледжами Казахстана.
«В регионах страны активно парктикуется шефство крупного бизнеса над колледжами. В настоящее время подписаны меморандумы, соглашения между 498 предприятиями по осуществлению шефства над 410 колледжами. В рамках этого предусмотрены такие обязательства, как вхождение представителей компании в попечительские советы, оснащение материально-технической базы, принятие обучающихся на производственную практику, стажировка педагогов», – объясняют в ведомстве.
Кроме того, продолжается развитие дуального обучения. В сравнении с прошлым годом количество предприятий, задействованных в дуальном обучении, увеличилось на 1,7 тыс. В результате охват студентов дуальным обучением увеличился с 60,4 тыс. до 72 тыс. человек. А для стимулирования предприятий производится оплата труда более 2 тыс. наставникам.
«В соответствии с действующим законодательством за последние два года более 40 тыс. выпускников, обучившихся по дуальному обучению, вышли на рынок с труда с трудовым стажем. Период прохождения практики в рамках дуального обучения зачислен трудовой стаж от шести месяцев до полутора лет», – объяснили в Минпросвещения.
Отметим, что ранее в ходе визита в Атыраускую область Президент Касым-Жомарт Токаев поручил профильному министерству адаптировать колледжи к рынку труда, так как в каждом регионе имеются проблемы с трудоустройством молодежи. В качестве примера он привел как раз Атыраускую область, в которой, по информации главы государства, 24 учреждения, предоставляющие профессионально-техническое образование, в которых обучаются 16 тыс. студентов.
«Но у выпускников этих колледжей часто возникают проблемы с трудоустройством. Эта проблема существует в каждом регионе. Поручаю Министерству образования совместно с акимами регионов принять конкретные меры по адаптации профессионально-технических учебных заведений к рынку труда», – подчеркнул Президент.
В то же время депутат Мажилиса VII созыва Джамиля Нурманбетова критиковала ведомство за низкое трудоустройство выпускников колледжей.
«Государством ежегодно увеличивается финансирование технического и профессионального образования за счет роста объема государственного образовательного заказа, выделяются немалые средства на модернизацию мастерских и лабораторий современным оборудованием. Вместе с тем на низком уровне остается заинтересованность работодателей в совместной подготовке специалистов технического и профессионального образования. Доля студентов, обучающихся по госзаказу, охваченных дуальным обучением, по республике составляет всего 18,6%. Ряд колледжей осуществляют подготовку кадров по маловостребованным специальностям, по которым трудоустройство составляет не более 17%. Это свидетельствует о том, что либо выпускники колледжей не соответствуют потребностям работодателей, либо об отсутствии прогнозных потребностей рынка труда в разрезе конкретных специальностей», – заявляла депутат.
По ее данным, трудоустройство выпускников колледжей составляет всего 65,8%, из которых по полученной специальности лишь 49,8%.