Акиматы снова бездействуют: Казахстан не готов к паводкам
Об этом заявил глава МЧС Юрий Ильин
Больше половины регионов Казахстана в очередной раз находятся в зоне высокого риска паводка. Эти данные звучат уже не первый год, но ситуация кардинально не меняется. Если в 2022 году под угрозой находились 267 населенных пунктов, то в этом – 255. Но даже это, следует признать, очень много, ведь в них проживают свыше 700 тысяч граждан страны. И министру по чрезвычайным ситуациям РК Юрию Ильину приходится констатировать: ситуация повторяется из года в год, да так, что некоторые казахстанцы уже знают, что их проблему не решат, поэтому заранее начинают запасаться продуктами и лекарствами в ожидании большой воды, передает Azattyq Rýhy.
Паводки – процесс природный и необратимый, он требует постоянного принятия превентивных мер. Анализируя величину запасов воды в снеге, осеннего увлажнения почвы, глубину ее промерзания, а также учитывая наличие ледяной корки под снегом, в Министерстве по чрезвычайным ситуациям РК определили: в 2023 году к регионам с высокими рисками относятся Абайская, Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Жетысуская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Северо-Казахстанская и Туркестанская области. Со средними рисками – Павлодарская и Улытауская области. То есть речь идет о 15 регионах Казахстана из 20.
На сегодняшний день в зоне риска подтопления остаются 255 населенных пунктов, а это более 127 тысяч домов и свыше 700 тысяч граждан. Итоги анализа прохождения паводка прошлого года показали, что основными причинами подтоплений послужили зарастание и заиление русел рек, отсутствие дренажно-арычных систем, строительство домов в водоохранных полосах.
«В Акмолинской области, в Кокшетау, не в полном объеме проведена очистка русла реки Кылшакты и увеличение ее пропускной способности под автомобильным мостом. В Западно-Казахстанской области не очищено русло реки Шиели в пределах села Шалгын, где в прошлом году вода вышла из берегов. Не решен вопрос финансирования укрепления берега реки Нура в районе села Р. Кошкарбаева Акмолинской области. В паводок ежегодно разрушается берег, вода подходит к домам. В текущем году срок действия ПСД завершается. Прошлой весной в Туркестанской и Мангистауской областях подтоплению населенных пунктов способствовало отсутствие либо недостаточная пропускная способность арычно-ливневых систем. Однако акиматом Мангистауской области для исключения повторения ситуации до сих пор не приняты действенные меры. В городах Астана и Алматы, Алматинской, Абайской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях арычно-дренажные системы также не справляются с обильными осадками», – и это только часть проблем, которые перечислил глава МЧС на заседании Правительства РК.
Еще одной проблемой в паводковый период являются переливы и разрушения дорог, что ведет к перебоям движения транспорта и изоляции отдельных населенных пунктов. На сегодня по республике насчитывается 482 участка автомобильных и свыше 600 участков железных дорог, подверженных затоплениям.
«Ежегодно из-за переливов дороги затрудняется сообщение с поселком Ныгман в Карагандинской области. Однако акиматом области данный вопрос ежегодно оставляется без должного внимания. При этом жители, зная об этом, самостоятельно и заблаговременно готовят запасы продуктов и лекарств», – сказал Юрий Ильин.
Аналогичная ситуация постоянно складывается в районе села Ягодное Акмолинской области. Кроме того, на местах не на должном уровне решается вопрос перевода земель водоохранных полос в земли водного фонда. Имеются факты строительства объектов на водоохранных полосах, что априори предопределяет их подверженность к подтоплениям. Так, весной 2022 года именно по этой причине были подтоплены подвалы трехэтажных домов в Караганде. А до настоящего времени не завершено строительство двух стоквартирных домов в Атбасаре, что позволило бы переселить из водоохранных полос 200 семей из города и пяти населенных пунктов Акмолинской области. В целом же, в водоохранных полосах республики находятся 309 населенных пунктов, а это более 40 тысяч домов, в которых проживают порядка 160 тысяч жителей.
Вызывает у министра по ЧС особое опасение состояние гидротехнических сооружений. Здесь, по его словам, необходимо уделить внимание вопросам создания свободных объемов в водохранилищах. Ведь без этого невозможно регулировать безопасный уровень рек.
«По нашим данным, в стране насчитывается 1 806 сооружений, из них 471 требуют ремонта, наибольшее количество из которых размещаются в Карагандинской – 160, в Восточно-Казахстанской – 93, в Актюбинской – 56 и в Алматинской – 41 – областях. Оценка технического состояния сооружений затруднена из-за отсутствия анализа состояния и результатов работы госорганов и частных владельцев по их ремонту, а также ежегодными изменениями Министерством экологии их числа», – отметил Юрий Ильин.
Он рассказал, что Министерством экологии и природных ресурсов РК не завершена реконструкция, поврежденного в 2021 году Капчагайского водохранилища, которое в весенний период может мгновенно наполниться и разрушиться. В этой опасной зоне расположены семь населенных пунктов, в которых проживают свыше 15 тысяч человек. Также требует решения проблема ремонта плотины № 87 на канале имени К. Сатпаева в Павлодарской области, разрушение которой может повлечь подтопление 460 домов в двух населенных пунктах и перебои с водоснабжением Астаны и Караганды. При этом Министерством экологии и природных ресурсов учитываются ремонтные работы только республиканских сооружений, коммунальные и частные – остаются без внимания на протяжении многих лет. Об этом свидетельствует проект Комплексного плана развития водной отрасли, в который не вошли мероприятия по ремонту и модернизации коммунальных и частных гидротехнических сооружений.
«В настоящее время сложная ситуация складывается на Шардаринском водохранилище и Коксарайском контррегуляторе, где от неправильного регулирования воды уже накоплено 4,9 миллиарда кубометров воды, что на 2,2 миллиарда кубометров больше, чем в прошлом году. С 14 января начат сброс в Арнасайское понижение с расходом 300 кубометров в секунду. Возможная паводковая ситуация осложняется тем, что ледостав в северных районах Кызылординской области устанавливался при расходах воды порядка 300-400 кубометров в секунду, а увеличенные до 500 кубометров расходы практически не дошли до города Кызылорда, на момент установки ледяной трубы», – признает глава МЧС.
Но и это еще не все. Ситуация также осложняется выпавшим на территории Туркестанской области снегом. А в это же время в горах по всей области запасы снега больше нормы на 47-49%. Все это, уверен Юрий Ильин, приведет к практически нерегулируемому увеличению сброса талых вод по реке Арысь в Сырдарью и к риску подтопления населенных пунктов в низовьях реки Сырдарья.
«Акиматом Кызылординской области в целях проведения взрывных работ на реке выделено 10 миллионов тенге, 16 января 2023 года объявлен конкурс. В целях определения риска опасности выхода из пологов берегов реки Сырдарья, а также проверки готовности системы гражданской защиты, осуществлен выезд оперативной группой МЧС и местных исполнительных органов. Одновременно Министерству экологии направлена рекомендация о создании Межведомственной рабочей группы под их руководством с участием специалистов министерств по ЧС и энергетики, акиматов Кызылординской и Туркестанской областей для контроля за ходом накопления воды в Шардаринском водохранилище и Коксарайском контррегуляторе. Хочу отметить, что данная ситуация находится на контроле у Администрации Президента», – заявил министр.
Для оперативного реагирования на возможные осложнения паводковой обстановки в 2023 году сформирована группировка сил и средств в составе свыше 35 тысяч человек, порядка 11 тысяч единиц техники, 12 единиц воздушных судов АО «Казавиаспас», более 650 плавательных средств и свыше 3 тысяч мотопомп. Однако степень готовности регионов к паводкам будет проверена в ходе Республиканского командно-штабного учения «Көктем-2023» со штабом управления в Караганде. Кроме того, к 1 февраля и 1 марта РГП «Казгидромет» представит точный прогноз, с учетом которого будет скорректирована группировка сил и средств Министерства по чрезвычайным ситуациям для своевременной переброски и при необходимости введены резервные группы.
Глава МЧС констатирует: в отдельных регионах сохраняется формальный подход к реализации противопаводковых мероприятий. То есть на сегодня не реализовано 41 мероприятие на 15,6 миллиарда тенге. И просто потому, что на местах либо не вовремя, либо вовсе не выделяют необходимые средства из бюджета. Такая ситуация складывается в Туркестанской, Северо-Казахстанкой, Актюбинской областях и ряде других регионов. При этом игнорирование заблаговременных превентивных мер повлекут за собой выделение дополнительных средств на ликвидацию последствий паводка. А ведь только в 2022 году на эти цели затрачены 7,6 миллиарда тенге, из них из местных бюджетов 6,5 миллиарда тенге и 1,1 миллиарда тенге из различных благотворительных фондов. В том числе: в Алматы – 5,4 миллиарда тенге, в Западно-Казахстанской области – 1,3 миллиарда, в Туркестанской области – 405,2 миллиона, в Актюбинской области – 340 миллионов, Жамбылской области – 142,2 миллиона, Карагандинской области – 7 миллионов тенге.
«На сегодня говорить о полной готовности к паводковой ситуации пока не приходится», – заявил Юрий Ильин.
Ведь только прошедшие в декабре и январе обильные снегопады, когда в течение суток разом в некоторых регионах выпало больше месячной нормы снега и их резкое таяние, могут привести к подтоплениям улиц и размыву дорог. А с начала этого года уже имеются факты подтоплений улиц и размыва дорог в Актюбинской и Алматинской областях.