Карта коррупционных рисков: помогает ли она снизить воровство в Казахстане?

Автор: Ахметбеков Асхат

Благодаря ей выявлены хищения при строительстве дорог и цифровизации

Фото: mk-kz.kz

Вопросам предупреждения коррупции в Казахстане всегда уделяется особое внимание. Но почти ежедневно в стране становится известно о задержании чиновников. Как признают в Агентстве РК по противодействию коррупции, здесь могли бы продолжать совершенствовать методы, инструменты и продолжать выявлять коррупцию, но это, считают в ведомстве, неэффективный подход в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что люди устали от пустых деклараций и бесконечных представлений о светлом будущем и ждут от государственных органов фактического выполнения своих обещаний. В связи с этим, говорит руководитель Службы превенции Анктикоррупционной службы Саян Ахметжанов, необходимо изменить свое отношение к работе. Именно для этого в стране разработана и действует Карта коррупционных рисков. О том, как она работает и действительно ли помогает предотвращать хищения, читайте в материале Azattyq Rýhy.

Карта коррупционных рисков, разработанная Антикоррупционной службой, включает в себя особенности всех регионов. В ней определен перечень насущных проблем, которые не могут быть решены из-за непрозрачности процессов, наличия административных препятствий, произвола должностных лиц и несовершенства законодательства. Так что теперь основные направления работы агентства в регионах будут основываться в этой карте рисков. При этом карта будет регулярно обновляться, в зависимости от решения проблем в том или ином населенном пункте.

«Социальные проблемы, включенные в карту, рассматриваются через призму мониторингов и внешних анализов – это наши основные превентивные инструменты. А результат работает на упреждение коррупции. За 11 месяцев проведено 228 антикоррупционных мониторингов. Внешнему анализу подвергнута деятельность 66 госорганов и организаций квазигосударственного сектора. В целом госорганам внесено свыше 2 тысяч рекомендаций и предложений (1 313 – анализ и 860 – мониторинг – AR) по устранению причин и условий коррупционных рисков, улучшению бизнес-процессов, снижению административных барьеров, совершенствованию законодательства. 70% из них уже реализовано», – рассказал Саян Ахметжанов.

Например, в Карагандинской области проведен мониторинг ценообразования услуг электроснабжения. По данным руководителя Службы превенции, у организаций поставщиков электроэнергии отсутствовали счета-фактуры, подтверждающие рост цен у производителя. По результатам совместно принятых с уполномоченным органом мер снизили проектируемое повышение цен.

«Тем самым оградили население области от оплаты электроэнергии сверх тарифа на общую сумму 2,5 миллиарда тенге из расчета на один год. Для населения Балхаша введен сниженный компенсирующий тариф на услуги теплоснабжения на сумму 133 миллиона тенге и водоснабжения и водоотведения на сумму 92 миллиона тенге, ввиду выявления фактов необоснованного завышения тарифа для населения», – привел он данные.

А вот в Атырауской области, как известно, одним из проблемных вопросов в сфере экологии являются поля испарения «Тухлой балки», которые усугубляют экологическую ситуацию в Атырау в связи с близостью расположения к городу. Более того, имеется риск слива сточных вод на осушенную территорию ТОО «Атырауйский нефтеперерабатывающий завод», на которую затрачены миллиардные суммы.

«Рекультивация полей испарения «Тухлой балки» оставалась нерешенной в течение длительного периода, тем самым решение экологического вопроса города Атырау переносилось на неопределенный срок. В результате, в ходе заседания Межведомственной комиссии по противодействию коррупции с участием акима области, достигнуто соглашение о подключении промышленных сточных вод к канализационно-очистительному сооружению. По мнению экспертов, рекультивация полей испарения и в перспективе очищение сточных вод улучшит экологическую проблему города», – привел еще один пример Саян Ахметжанов.

А вот в Шымкенте, благодаря Карте коррупционных рисков, установлены необоснованные затраты в ходе среднего ремонта автомобильных дорог по устройству основания из песчано-гравийной смеси, которое не требуется при замене верхнего слоя асфальта. В результате своевременного реагирования на завышение стоимости ремонтных работ экономия составила порядка 235 миллионов тенге. Необоснованное увеличение стоимости работ при составлении сметных расчетов на средний ремонт автодорог путем включения расходов на непредвиденные затраты в размере 2% также выявлено посредством карты в Жетысуской области. В результате 34,1 миллиона тенге были возвращены.

«В период с 2023 по 2025 годы на средний ремонт дорог планируется выделить 643 миллиардов тенге. Почти 73% от всех проведенных дорожных работ относится к этому виду ремонта. Анализ показал, что именно здесь больше коррупционных рисков, влияющих на качество работ. Первое – выборочный контроль. Технадзор проводится на усмотрение заказчика, а авторский надзор и архитектурно-строительный контроль вообще не предусмотрены. Второе – конфликт интересов. В большинстве случаев заказчик контролирует исполнение договорных обязательств как подрядчика, так и технадзора. В результате последний находится в зависимом положении от заказчика, заинтересованного в приемке объекта и освоении бюджета без проволочек. Такая же ситуация между Комитетом автодорог и Национальным центром качества дорожных активов. Третье – аффилированность участников строительного процесса. Специалист по технадзору может работать в компании-подрядчике», – перечислил Саян Ахметжанов.

Четвертым коррупционным риском, по его словам, являются низкие сроки гарантийных обязательств, которые варьируются от 1 до 3 лет, тогда как в странах Организации экономического сотрудничества и развития гарантия на дорожное покрытие составляет до 10 лет, на дорожную одежду – до 25 лет. Пятое: из-за отсутствия в открытых источниках списка дорог, находящихся на гарантии, общественный мониторинг фактически не проводится. И шестой коррупционный риск: сезонный дефицит битума, в результате возрастает риск отклонения от нормативов и приемки некачественных работ.

На уровне Центрального аппарата Антикоррупционной службы постоянно проводятся комплексные анализы и мониторинги. И еще одно направление ежедневного мониторинга аналитиков ведомства – это система государственных закупок, основной задачей которого является предупреждение искусственного завышения стоимости товаров уже на стадии планирования. Саян Ахметжанов утверждает, что превентивная работа в данном направлении позволяет более экономно и эффективно распределять бюджетные средства.

«Наши аналитики посредством системы «Единое окно закупок» Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» выявляют заказчиков с высокой вероятностью коррупции в «ручном» режиме. Результаты направляются всем администраторам бюджетных программ из «группы риска».  Основной призыв – пересмотреть пункты плана закупок в сторону «адекватной» цены. (...) Только в этом году по нашим рекомендациям госорганы пересмотрели свои закупки и сэкономили бюджет на 28 миллиардов тенге», – сообщил он.

Проанализировали в Антикоре и расходы бюджетных средств на цифровизацию страны. В частности, за последние восемь лет в Казахстане разработаны 578 информационных систем, на которые потрачены свыше 400 миллиардов тенге. 

«Отсутствие четкого понимания потребности в тех или иных информсистемах, непрозрачное ценообразование и закрытость процедур закупок стали причинами того, что треть из них признана невостребованной и рекомендована к списанию. Отечественный рынок разработчиков сконцентрирован в руках пяти квазигоскомпаний, которые получили более 50% денежных средств. Заказчики квазигоссектора самостоятельно определяют стоимость IT-разработок, заключение Минцифры для них не требуется. В итоге разница в цене на однотипные программы, как внутри квазигоссектора, так в сравнении с госорганами, достигает десятков миллиардов тенге. При этом цифровизация не всегда дает должный экономический эффект», – констатируют в Антикоррупционной службе.

Таким образом, работа по выявлению коррупционных рисков в стране не останавливается. А благодаря Карте коррупционных рисков темпы превентивной работы по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, не снижаются.