Чем опасно многоплодие при ЭКО и можно ли выбрать пол ребенка? Отвечает репродуктолог
Показатель бесплодия в Казахстане достигает 15%
Нравственные и этические аспекты вспомогательных репродуктивных технологий затронул президент казахстанской Ассоциации репродуктивной медицины Вячеслав Локшин на лекции в Казахском национальном медицинском университете имени С. Асфендиярова. Принято считать, что после ЭКО всегда рождается двойня или тройня. Однако при подсадке нескольких эмбрионов есть свои риски, передает Azattyq Rýhy.
Вопросы бесплодия и репродуктивного здоровья населения страны, доступности ВРТ очень актуальны в обществе. В Казахстане показатель бесплодия среди населения достигает 15%. Такая цифра, по данным ВОЗ, –тревожный сигнал для демографической политики, а это значит, что вопрос должен решаться на государственном уровне. По причине бесплодия распадаются семьи, возникают демографические проблемы, актуальные в целом для общества. Нередко бесплодие происходит по причине позднего обращения за помощью, что четко говорит о необходимости своевременной диагностики.
«Золотой стандарт репродуктивной медицины заключается в том, чтобы предоставить бездетным парам наилучшее решение их проблем с фертильностью, в то же время гарантируя, что они не будут подвергаться ненужному риску и неэффективному лечению. В сфере вспомогательных репродуктивных технологий эти вопросы очень важны. Чрезмерная диагностика, гиперлечение – должна быть проведена грань, где нужно вовремя остановиться.
Говорят, что ЭКО – это значит двойня или тройня. И многие клиники это поддерживают. Но все знают, что перенос одного эмбриона является золотым стандартом в большинстве европейских стран. На выхаживание одного недоношенного ребенка, который рождается при многоплодии в 50-60% случаев уходит намного больше денег, чем 2-3 программы ЭКО. А если еще ребенок окажется вообще больным? Я своим коллегам говорю – если вы пришли в аэропорт и ваш самолет с вероятностью 20% не долетит, вы же не сядете в этот самолет. Меня благодарят за этот пример, это работает с пациентами», - говорит Вячеслав Локшин.
Он поднял вопрос необходимости уделять больше внимания доказательной медицине, требующей проведения рандомизированных клинических исследований, систематического обзора, который означает, что исследования подвергаются серьезному анализу, регуляции исследований, обеспечения хорошей экспертизы.
«В этике такие вещи, как уважение к автономии, милосердие, принцип «не навреди», справедливость остаются незыблемыми во все времена. Отношения доктор-пациент – это уже не контроль, который был в прошлом веке, это партнерство. Здоровье и благополучие пациентов зависят от совместных усилий пациента и врача. В новой медицинской этике пациент превращается в активного участника процесса выздоровления. Новые технологии в сочетании с доверительными отношениями приводят к повышению удовлетворенности пациента», - подчеркнул Локшин.
Он также назвал признаки хорошего врача. Среди них повторные обращения и успешность оказываемой помощи. Также Локшин призвал учитывать влияние интернета на будущее медицинской помощи.
«Будущее медицинской помощи – в сохранении отношений доктора и пациента. Надо уметь разговаривать с пациентом и находить оптимальные решения. Надо понимать, что люди сегодня верят социальным сетям. Сегодня врач – это уже осведомленное доверие – пациент много знает, но доверяет. Врачи будут предлагать эмоциональную и психологическую поддержку. Если вы не можете стать психологом своим пациентам, лучше не идите в эту сферу. Только таблетки назначать и делать операции сегодня мало. Эти отношения – краеугольный камень в сфере здравоохранения. Пациенты надеются, и врач должен уметь управлять этими ожиданиями. Даже если пациент неоперабельный, врач может продлить его жизнь», - рассказал он.
Задача врача, как подчеркивает спикер, оценить риски. В области ЭКО это возраст матери, предыдущие роды, сопутствующие патологии, экономические и психологические проблемы.
«Мы должны рассказывать пациенту с позиции рисков: за и против. И вместе принимать оптимальные решения», - объясняет специалист.
Отдельно обсуждалась тема искусственного интеллекта в медицине. Уже сейчас ИИ лучше оценивает рентгенограмму и КТ, позволяет выбрать эмбрион лучшего качества, чем это сделает врач. При этом врач принимает окончательное решение и отвечает за него. Искусственный интеллект освобождает когнитивно-эмоциональное пространство, смещает акцент медицины с чисто технических на персонализированные подходы.
«Наша задача – дать пациенту полноту информации и найти для него наиболее оптимальные условия», - говорит Локшин.
Еще одной проблемой являются поздние роды. Сейчас решение о рождении ребенка принимают и в возрасте 40-45 лет.
«Мы должны это понимать. ЭКО может дать беременность и в 70 лет. А надо ли это делать? В нашей стране никто проблему не поднимал. В Германии и Австрии возрастной предел установлен на уровне 49 лет. В Швеции 55, а в Финляндии 60. В Великобритании проводят 3 цикла ЭКО для женщин до 40 и только один женщинам до 40-42 лет. Британцы предлагают ограничить возраст доступа к ЭКО, даже говорят, что лучше ограничение давать доступа к ЭКО пациентам с ожирением. Этот вопрос этично или неэтично всегда рассматривается. В нашей клинике мы переносим эмбрионы до 52 лет. Некоторые ограничивают 50, некоторые 55. Но здесь мы должны следовать за временем, но все в разумном порядке. Кто позаботится о детях? Это важный вопрос», - делится Локшин.
Еще один обсужденный вопрос – донорство. Осложнения могут быть во время пункции яичников, существуют лимиты на число программ. Кто будет родителем настоящим? Вдруг донор захочет быть родителем?
«Каждый пациент решает это для себя. В Казахстане донорство разрешено, это должна быть рожавшая женщина. Знать донора супружеской паре запрещено. Врач должен соблюдать местные законы. Сегодня многие выступают против анонимности доноров. Есть вопросы компенсации, у нас он не урегулирован, но он тоже из этики», - рассуждает Локшин.
На лекции была приведена и перспектива исследования эмбриона на заболевания. Так, в Сингапуре исследования эмбриона запрещены. В США не прерывают беременность, когда ребенок имеет хромосомную патологию. В Казахстане исследования делаются, эмбрионы переносятся в матку только без хромосомных заболеваний. При этом пол в Казахстане выбирать нельзя. А в некоторых странах разрешают выбирать пол, если в семье 2-3 ребенка одного пола. Это тоже вопросы этики. Можно же понять семью – у них 3 мальчика или 3 девочки и они хотят ребенка другого пола», - рассуждает Локшин.
Также были обсуждены вопросы коммерциализации медицины, обоснованности назначения лекарств врачами, навязывания дорогостоящих методов и необоснованных обещаний успеха. Локшин призвал медицинское сообщество быть осторожными с рекламой и не давать обещаний, которые впоследствии не выполняются. Он подчеркнул, что врачи всегда должны помнить о безопасности пациентов, проверять, есть ли необходимость проводить саму процедуру, предупреждать пациентов, учитывать этические нормы, избегать конфликта интересов.
В Казахстане в рамках президентской программы «Аңсаған сәби» за 2 года проведено почти 14 тысяч циклов ЭКО, по итогам 2021 года родились почти 2 500 детей, или 35% от числа проведенных циклов. В Европе, по данным Европейского регистра, этот показатель не превышает 28%. А всего за 26 лет использования ВРТ в Казахстане родилось около 30 тысяч детей. Это 30 тысяч счастливых пациентов, ранее обреченных на бездетность.