«Индейка тоже птица»: аграрии жалуются на методы субсидирования от Минсельхоза
Ведомство намерено исключить поддержку производства мяса индейки
Предприниматели агропромышленного комплекса Казахстана обеспокоены: Министерство сельского хозяйства при обсуждении новой системы субсидирования намерено исключить поддержку производства мяса индейки, ссылаясь на то, что индейка не относится к социально-значимым продовольственным товарам. По словам фермеров, с таким подходом мясо индейки может подорожать, а государство рискует нарастить импорт, передает Azattyq Rýhy.
Аграрии обратились в Национальную палату предпринимателей «Атамекен» с просьбой содействовать в поддержке со стороны государства.
«Подходить к этому вопросу надо достаточно взвешенно, особенно сейчас, когда нестабильная геополитическая ситуация в мире внесла свои корректировки – санкции в отношении России и резкий рост курса валют, разрывы логистических цепочек привели к дополнительному удорожанию и сбою поставок необходимых отрасли птицеводства ресурсов», – считает президент Союза птицеводов Руслан Шарипов.
По его данным, удорожание кормов в весенне-летний период и нехватка вагонов для их транспортировки сегодня также негативно сказываются на развитии индюководческих предприятий.
Несмотря на новизну продукта на нашем рынке, ряд предприятий рискнули запустить проект.
«Если в начале наше предприятие производило около 2 тысяч тонн мяса, то сейчас наши мощности позволяют производить 10 тысяч тонн мяса и более 100 наименований продукции из мяса индейки. Наша компания вложила большие инвестиции в производство и уже сейчас обеспечивает около 500 рабочих мест и платит налоги», – сказал учредитель компании Сергей Терещенко.
Стоит отметить, что предприятие было введено в эксплуатацию в декабре 2010 года. За время своего существования компания сумела создать замкнутый, независимый производственный цикл, включающий инкубирование, выращивание птицы, производство полноценного комбинированного корма, убой и глубокую переработку мяса индейки, а также переработку отходов. Но в текущем году из-за нехватки ресурсов вынуждена была на полгода приостановить производство.
Помимо компании проект по производству мяса индейки реализуется и в Павлодарской области.
«Наше предприятие было запущено без участия государственной поддержки за счет собственных средств и обеспечивает 150 рабочих мест. Единственное на что мы рассчитывали это – на получение субсидий на удешевление стоимости производства мяса индейки, которую хотят исключить. Минсельхоз, кажется, забыл, что индейка тоже птица и также нуждается в господдержке», – сказал руководитель компании Ербол Досыбаев.
По данным предпринимателя, Минсельхоз не идет на диалог, в связи с чем есть опасения, что предприятие ждет участь ТОО «Кызылжар Кус».
«Минсельхозу хотелось бы напомнить, что аграрии многих стран жалуются на низкую рентабельность без господдержки и при этом им не приходится стучать в закрытую дверь, особенно сейчас, когда продовольственный вопрос находится в приоритете», – считают предприниматели.
Аграрии для сравнения пивели пример развития птицеводства России. В соседнем государстве в целях повышения уровня самообеспеченности страны продукцией птицеводства и снижения зависимости от импорта генетического материала индейки в Тюменской области запустили птицеводческий объект. Благодаря новому производству там планируют создать 200 новых рабочих мест.
Также хотелось бы отметить, что по данным агентства «Агрифуд Стретеджис», в 2021 году в Российской Федерации несмотря на рекордный рост себестоимости производства на глобальном и национальном уровне и ухудшение эпизоотической ситуации, индейководство стало самой быстроразвивающейся отраслью животноводства и вошло в пятерку мировых лидеров по объемам выпуска мяса индейки. Объем производства увеличился в сравнении с 2020 годом на 23%.
Казахстан, в случае получения одобрения подходов Минсельхоза по развитию аграрной отрасли, наоборот рискует нарастить импорт.
«Казахстан в 2021 году импортировал 168,5 тысяч тонн мяса птицы на сумму 167,2 млн. долларов. Отмена господдержки способствует увеличению объемов импорта данной продукции и оттоку из республики денежных средств», – считает эксперт НПП Асем Серикбекова.
Добавим, что в Казахстане наблюдается острый дефицит кормов для птицы. Нехватка шрота и жмыха может спровоцировать рост цен на продукцию птицеводства в Казахстане.
Ситуация началась в сентябре и, по словам предпринимателей, обострилась вследствие отсутствия вагонов для транспортировки кормов железнодорожным транспортом. На сегодняшний день для обеспечения птицеводческих хозяйств кормами и внутренних перевозок масла растительного необходимо около 300 вагонов в месяц.
«Несмотря на своевременность поданных заявок со стороны предприятий, АО «Казтемиртранс» не предоставляет крытые железнодорожные вагоны под погрузку вышеуказанных продуктов. Не согласовываются планы и со стороны КТЖ или согласовывают малое количество, в следствие чего предприниматели не исполняют план и выплачивают штрафы», - отметил председатель правления Национальной Ассоциации переработчиков масличных культур Казахстана Ядыкар Ибрагимов.
Предприниматели заявляют, что нарушение поставок влечет за собой образование дефицита не только шрота и жмыха, но и бутилированного подсолнечного масла, что может отразится на ценах множества социально значимых продуктов питания.
В НПП «Атамекен» транспортные компании призвали соблюдать баланс при распределении вагонов в перевозках, так как на первое место должен выходить вопрос продбезопасности.
«Если на полках пропадет мясо птицы, яйцо и подсолнечное масло, то это создаст социальную напряженность. Нам бы не хотелось, чтобы логистов обвиняли в сложившейся ситуации, поэтому мы собрались, чтобы найти конструктивное решение проблемы», - подчеркнул заместитель директора департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности Бауыржан Ахметаев.
В качестве решения возникшей проблемы директор департамента по обеспечению перевозок АО «Қазтеміртранс» Нурлан Есембаев предложил предпринимателям подавать заявки на вагоны тонажом 64-66 тонн.
«Шрот тяжелый, поэтому в заявках указывают 68 тонн. В связи со сложившейся ситуацией давайте привлечем свободные вагоны тонажом от 64 до 66 тонн, что может ускорить решение ситуации. Однако не все вагоны с верхозагрузочными люками, если, например, 3 вагона могут быть насыпью, 4 в мешках», - сказал он.
Также предложил проработать вопрос с другими владельцами вагонов для эффективного решения проблемы.