$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
25.11.2022, 06:54
Общество

Пособия и выплаты – одним кликом: важные госуслуги стало легче получить в Казахстане

Большинство соцуслуг начали оказывать в проактивном формате

Пособия и выплаты – одним кликом: важные госуслуги стало легче получить в Казахстане

Все больше госуслуг чиновники нынче переводят в онлайн-формат. Только в этом году почти миллион казахстанцев смогли оформить пособия и выплаты в считанные минуты, лишь ответив на sms-сообщение. Со следующего года перечень услуг, которые можно будет получить не выходя из дома, расширят. О них расскажем в материале Azattyq Rýhy.

По данным на начало ноября, казахстанцы получили 898 тысяч различных государственных соцуслуг в проактивном формате. В прошлом году получателей услуг в таком виде было вдвое меньше.

Сейчас в проактивном формате оказывается 22 госуслуги в социально-трудовой сфере. Из них самые популярные – это регистрация безработных (309 тысяч), назначение пособий на рождение ребенка и по уходу за ребенком (174,6 тысяч).

Еще почти 146 тысяч женщин обратились за выплатой по случаю потери дохода в связи с выходом в декрет. Почти сто тысяч казахстанцев обратились за выплатой разницы между суммой фактически внесенных пенсионных взносов и суммой пенсионных накоплений. Почти 44 тысячам казахстанцев в проактивном формате оказали услугу по установлению инвалидности или степени утраты трудоспособности.

Проактивный формат предполагает, что для получения госуслуги человеку не нужно никуда обращаться: при возникновении той или иной жизненной ситуации он через SMS-сообщение получает уведомление о возможности получения услуги. Ответив на него положительно, человек станет получателем услуги, а все необходимые процедуры будут проведены автоматически.   

«К примеру, сейчас женщине при оформлении пособия многодетной матери не нужно обращаться в ЦОН. После рождения четвертого ребенка придет SMS-сообщение, ответив на которое положительно, она дает согласие на оформление пособия для многодетной матери. Далее информационная система автоматически формирует заявление на назначение пособия. Главное нужно быть зарегистрированной в базе мобильных граждан, чтобы система знала, куда отправлять сообщение. На сегодня уже более 28 тысяч граждан оформили соцпособие для многодетных матерей в проактивном формате», - сообщил вице-министр труда и социальной защиты населения РК Ербол Оспанов.

Также женщинам, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» первой и второй степени после подписания указа Президента придет сообщение на оформление пособия. На сегодня уже около 6 тысяч женщин оформили это пособие онлайн.

Раньше гражданам, потерявшим здоровье, для установления инвалидности, а также получения пособий и технических средств реабилитации, приходилось обращаться в четыре различные инстанции: в поликлинику, отдел медико-социальной экспертизы, ЦОН и акимат.

Теперь же заявитель обращается только в поликлинику по месту жительства, а остальные процессы за счет интеграции информационных систем проходят без его участия.

После установления инвалидности, заявителю для получения технических средств и услуг реабилитации необходимо лишь ответить на SMS-сообщение. Информация о положенных ему в соответствии с индивидуальной программой реабилитации мерах будет автоматически направлена на Портал социальных услуг. На сегодня уже более 50 тыс. граждан оформили технические средства и социальные услуги проактивно.

«Кроме того, в октябре текущего года была запущена проактивная государственная услуга по назначению единовременной выплаты на погребение. Родственникам, хоронившим умершего, который получал пенсию или пособие, при подтверждении в информационной системе родственных отношений с умершим, придет SMS-сообщение на проактивное получение услуги по единовременной выплате на погребение», – проинформировал Ербол Оспанов.

О модернизации системы оказания спецсоцуслуг в проекте Социального кодекса рассказала и министр труда и социальной защиты населения РК Тамара Дуйсенова.

Дуйсенова сообщила, что одним из инструментов реализации Соцкодекса станет Цифровая карта семьи, которая позволяет оказывать гражданам помощь в проактивном формате, не дожидаясь их обращения в государственные органы.

На основе данных информационных систем госорганов в Цифровой карте аккумулирована информация о 6,3 млн семей и 19,5 млн их членах. Начиная с 1 сентября гражданам, недополучившим полагающуюся им помощь, направляют SMS-уведомления с указанием положенных им государственных гарантий. Соответствующие меры государственной поддержки назначаются в проактивном формате.

В настоящее время в рамках ЦКС в проактивном формате предоставляют услуги по 9 видам пособий и соцвыплат. С 2023 года будет расширен перечень услуг в сфере социальной защиты. К 2025 году Цифровой картой будут охвачены все виды государственных гарантий в социальной сфере, сферах здравоохранения и образования.

Министр сообщила, что на сегодняшний день наряду со 116 государственными домами-интернатами, спецсоцуслуги оказывают 174 НПО и субъектов частного сектора. Внедрен портал социальных услуг, позволяющий лицам с инвалидностью самостоятельно выбирать технические средства и услуги реабилитации, а также их поставщиков.

«Вместе с тем нужно признать, что специальные социальные услуги  предоставляются в городах и областных центрах, тогда как более 45% людей с инвалидностью, проживающих на селе, получают только общие, иначе говоря, поддерживающие их социальные услуги, предоставляемые местными отделениями социальной помощи на дому.

Кроме того, большую часть услуг оказывают крупные государственные дома-интернаты, в некоторых из которых численность проживающих доходит до 300 человек, что, конечно, не может не влиять на качество предоставляемых услуг. В связи с этим проектом Социального кодекса предусматривается дальнейшая модернизация системы социального обслуживания с акцентом на солидарное участие государства, частного сектора, неправительственных организаций и самих граждан», – сказала она.

В частности, предусматривается переход от заявительного к проактивному формату оказания спецсоцуслуг. Для этого будет создан Единый социальный регистр граждан, нуждающихся в спецсоцуслугах. На его базе будут формироваться карты потребностей, определяться доступность услуг в масштабе страны, с оказанием услуг в проактивном формате, не дожидаясь обращения граждан.

Также планируется вовлечение в социальное обслуживание незанятых членов семей получателей спецсоцуслуг. Им будет предоставлена возможность оформления в качестве индивидуальных помощников с соответствующей оплатой труда, социальными отчислениями и учетом данного вида деятельности в трудовом стаже. Основным требованием к участникам будет наличие у них соответствующих навыков, умений и квалификации для оказания таких услуг.

Кроме того, предусматривается переход от обслуживания в крупных домах-интернатах на оказание услуг в малокомплектных организациях социального обслуживания, расположенных в местах проживания получателей соцуслуг. В свою очередь, крупные дома-интернаты будут поэтапно трансформироваться в научно-методические центры системы социального обслуживания по внедрению новых технологий и повышению квалификации социальных работников или в многопрофильные малые дома социального обслуживания.

Новости партнеров