Уже предложен конкретный инструмент – разработка региональных атласов профессий
Разгрузить мегаполисы и усилить регионы – таков, если в двух словах, план министра науки и высшего образования. Саясат Нурбек намерен двигаться по траектории заданной Акордой, а именно уделять особое внимание так называемой провинции, передает Azattyq Rýhy.
В первую очередь это касается кадрового вопроса.
«Мы видим, что акцент экономической и инвестиционной политики смещается в сторону регионов, и система высшего образования должна быть синхронизирована с этими трендами. Поэтому сегодня министерство уделяет первостепенное значение модернизации региональных вузов, повышению их потенциала и роли в развитии наших регионов. Со всей ответственностью заявляю, что центр тяжести нашей работы перемещается в регионы. Ведь сильный университет – это сильные кадры, от которых и будет зависеть развитие местной экономики и индустрии», — заявил С. Нурбек.
Синхронизация системы подготовки кадров с местными потребностями
«Здесь у нас есть конкретный инструмент ее реализации – разработка региональных Атласов профессий. Идея очень проста: система подготовки кадров в вузах региона должна соответствовать структуре экономики той или иной области. Возьмем, к примеру, Акмолинскую область. Это — индустриально-аграрный регион. Наряду с производством зерна, выращиванием мясного и молочного крупного рогатого скота и производством продуктов питания, в области развито обогащение урана, обработка золота и машиностроение. Значительный рост показывает отрасль туризма», — отметил С. Нурбек.
Было бы вполне логичным, если специалисты в этих сферах готовились, в первую очередь, в местных вузах, а местные абитуриенты не уезжали бы за пределы области, а получали актуальные знания и находили бы соответствующее трудоустройство.
По словам министра, уже предложен конкретный инструмент – разработка региональных атласов профессий, который уже был апробирован на уровне профтехобразования в Павлодарской области.
В рамках проекта в регионе была проведена комплексная работа, по результатам которой выявлено 40 новых профессий, востребованных в регионе. По этим 40 профессиям уже созданы 25 новых учебных программ для колледжей, по которым обучаются студенты 15 колледжей.
Разработка Атласа новых профессий и компетенций была одним из пунктов предвыборной платформы К. Токаева в 2019 году.
Теперь нужно масштабировать данную практику на систему высшего образования, прежде всего на региональные вузы страны.
Организация работы и необходимое финансирование уже заложено в Программу повышения доходов населения до 2025 года как проект «Мамандығым-Болашағым». Составлен список 20 вузов-участников проекта, в том числе и Университет Валиханова в городе Кокшетау.
В рамках так называемой модели тройной спирали региональные вузы будут тесно взаимодействовать с акиматами и местным корпоративным сектором.
В результате этой коллаборации в каждом региональном вузе будут созданы проектные офисы, на базе которых будут проводиться форсайт-исследования кадровых потребностей региона, а также разработка регионального Атласа новых профессий.
Данная работа уже стартовала в Мангистауской области 21 сентября. В ноябре этого года будут запущены во всех западных регионах страны.
«Считаю, что это очень положительный опыт стыковки системы подготовки кадров с потребностями региона. В целом, благодаря реализации данного проекта региональные вузы станут ключевыми точками роста, которые обеспечат регионы перспективными планами развития и кадрового обеспечения. И это, по нашей задумке, должно остановить отток талантливой местной молодежи. И это не просто слова, а объективные факты», — подчеркнул С. Нурбек.
Так, 61% государственного образовательного заказа по техническим специальностям уходят в вузы Алматы и Астана, тогда как 80% доли их экономик – это сектор услуг.
Поэтому сейчас Министерство рассматривает возможность квотирования до 70% государственного образовательного заказа по техническим специальностям в соответствии со структурой экономики регионов.
И региональные Атласы, которые базируются на форсайтных исследованиях, станут важным инструментом по распределению государственного заказа.
Что касается насущных проблем студентов – это и гранты, стипендии, и общежития, то Министерство науки и высшего образования реализует 5 мер:
Первая мера. Увеличение количества грантов. В этом году было выделено более 88 000 государственных образовательных грантов. Это на 19% больше, чем в прошлом году. До 2025 года количество государственных грантов будет ежегодно увеличиваться на 10%.
Вторая мера. Увеличение стипендий. С этого учебного года увеличен размер стипендии на уровне бакалавриата на 20% (с 31 423 до 36 660 тенге). В том числе для студентов педагогического направления с 50 000 до 58 800 тенге, для студентов магистратуры и докторантуры на 15% (с 76 950 до 86 987 тенге и со 172 500 до 195 000 тенге соответственно). До 2025 года планируется увеличение стипендий в два раза.
Третья мера. Внедрение дифференцированного гранта (от 30% до 100%). На сегодня сформирована рабочая группа. Изучается мировой опыт, идет синхронизация с действующей системой присуждения гранта. Новая система обеспечит больший охват молодежи высшим образованием с учетом их успеваемости, активной социальной позиции, научных и творческих достижений, социального положения.
Четвертая мера. Льготные образовательные кредиты. Несмотря на то, что в этом году было выделено рекордное количество государственных образовательных грантов, 60% студентов обучаются на платной основе. Для поддержки этой категории студентов им будет предоставлена возможность получения льготных образовательных кредитов под 2-3% годовых. Для этого необходимо внести изменения в действующее законодательство.
Пятая мера. Обеспечение общежитиями. Потребность в общежитиях составляет порядка 87 тыс. мест. В период с 2018 по 2022 годы для студентов вузов введено в эксплуатацию 50 общежитий на 15 482 места. В этом году планируется ввод 17 общежитий на 5 тыс. мест. Для строительства общежитий привлекаются также средства частных инвесторов. Прорабатывается упрощение процедуры для инвесторов. Вместе с тем, нормативно будут закреплены требования к вузам по обеспечению студентов общежитиями. Также прорабатывается возможность субсидирования затрат на проживание иногородним студентам из социально уязвимых категорий.
Во второй части материала мы рассмотрим вопросы подготовки педагогических кадров, а также развития университетской науки.