В МСХ подробно остановились на принятых новшествах
Сферу субсидирования АПК еще недавно сотрясали скандалы. Вспомните, бюджетные деньги доставались кому угодно, но только не по-настоящему нуждающимся фермерам, дошло даже до того, что средства выделяли СТО, салонам красоты и прочим деятельным организациям, передает Azattyq Rýhy.
Правительство и подчиненные главы МСХ Ербола Карашукеева, похоже, вняли критике, и, наконец, решили изменить подходы к субсидированию аграриев.
Начнем с того, что в настоящее время общий объем субсидирования с учетом дополнительного выделения бюджетных средств при уточнении республиканского бюджета составляет более 451 млрд тенге, что на 20% превышает уровень 2021 года.
Кроме того, выделено 20,0 млрд тенге на форвардный закуп для формирования зернофуражного фонда в объеме 279 тысяч тонн, который в случае повторения засухи 2021 года обеспечит сохранность поголовья скота и птицы.
В текущем году по поручению Президента государственная поддержка АПК осуществляется по действующим правилам субсидирования, а срок внедрения нового механизма субсидирования перенесен на 1 января 2023 года. В настоящее время проект новых правил субсидирования разработан и находится на стадии обсуждения в рамках рабочей группы.
Если говорить в целом, то основные ключевые моменты существующего механизма остаются. Изменения будут направлены в основном на максимальное снижение существующих коррупционных рисков и упрощение процедуры получения субсидий за счет внедрения новой государственной информационной системы субсидирования.
Все направления субсидирования по финансовым инструментам остаются — это инвестсубсидирование, субсидирование ставки вознаграждения по кредитам и лизингу, субсидирование страховых взносов, а также страхование гарантирования займов. Будут ужесточены требования по части субсидирования стоимости строительно-монтажных работ, предлагается упростить процедуры субсидирования стоимости скважин и колодцев т.к. именно по этим позициям имеются большие замечания антикоррупционной службы.
Что касается растениеводства, то и здесь существующие направления и нормативы остаются. Изменения будут касаться субсидирования стоимости сахарной свёклы. Министерство предлагает поднять нормативы с 15 до 25 тысяч тенге за тонну сырья, сданного на переработку сахарным заводам.
Что касается животноводства, то и здесь предлагается в основном сохранить существующие направления, виды и нормативы субсидирования. Тем не менее предполагается отменить субсидирование аренды, а также услуг по искусственному осеменению и ведению селекционно-племенной работы для сельскохозяйственных кооперативов, не имеющих собственного поголовья, т.к. именно эти позиции несут в себе высокие коррупционные риски.
По птицеводству все нынешние нормативы остаются без изменений. Как и остаются без изменений все виды товарно-специфических субсидий и источники их финансирования. Новшества будут касаться субсидирования молока. Сельхозтоваропроизводители, претендующие на получение субсидий за сданное молоко молзаводам, должны будут иметь машинное доение с молокопроводом. Это сделано для обеспечения безопасности продукции. Тем временем такая норма не будет касаться кооперативов по сборке молока с ЛПХ. Однако это для них будет временной мерой, так как с 2026 года молоко без машинного доения с молокопроводом не будет субсидироваться.
По приобретению племенного маточного поголовья предлагается установить единые нормативы для отечественных и импортных животных по молочному скоту на уровне 300 тысяч тенге, по мясному – 200 тысяч тенге на 1 голову и тем самым предоставить племрепродукторам равные условия для конкуренции. Нормативы субсидирования по сдаче бычков и баранчиков на откорм и мясокомбинаты остаются неизменными.
По субсидированию кормов предлагается конкретизировать условия оказания такой поддержки. В частности, вносится предложение субсидировать только сено и отруби и только при наступлении чрезвычайной ситуации или же при аномальных погодных условиях, подтвержденных Казгидрометом.
Еще одним новшеством является введение встречных обязательств для получателей субсидий. Они будут выглядеть следующим образом:
Таким образом, ключевыми моментами новых правил субсидирования являются повышение эффективности и результативности выделенных субсидий через механизмы внедрения действенных инструментов контроля за выполнением встречных обязательств и их оценки, максимальное исключение коррупционных рисков и упрощение процедуры получения субсидий за счет цифровизации.
С 1 июля текущего года в целях максимального снижения коррупционных рисков за счет цифровизации запущена новая единая государственная информационная система субсидирования, которая будет бесплатной для фермеров и интегрирована со всеми государственными информационными системами. Она заменит ныне действующую систему «Колдау».
Кроме того, вводятся такие новые направления господдержки, такие как субсидирование затрат товаропроизводителей по внедрению в производство результатов научно-технической деятельности, НИОКР и субсидирование стоимости услуг, оказанных кооперативами своим членам. Они направлены на ускорение процессов технологического перевооружения производства и стимулирование и развития кооперативного движения в сельской местности.
Останавливаясь на мерах государственной поддержки по развитию агропромышленного комплекса стоит отметить, что в целях нивелирования последствий для фермеров, связанных с волатильностью на мировых продовольственных рынках было принято решение увеличить объем субсидирования на 139 млрд тенге. В результате общий объем субсидий в текущем году составил 453 млрд тенге, в том числе в Карагандинской области 38,3 млрд тенге. Также объем финансирования весенне-полевых и уборочных работ был увеличен дополнительно на 70 млрд тенге с доведением общей суммы бюджетного кредитования до 140 млрд тенге.
Продолжена практика форвардного закупа АО «НК «Продовольственная контрактная корпорация». При этом в текущем году сумма финансирования доведена до 80 млрд тенге, что в 2 раза превышает уровень прошлого года. В текущем сезоне Продовольственная контрактная корпорация в рамках форвардных контрактов планирует осуществить закуп порядка 1,1 млн тонн сельхозкультур. При этом Продкорпорация установила цены закупа на сельскохозяйственные культуры, по которым ранее заключены форвардные договора. Установленные закупочные цены являются справедливыми для всех участников рынка, в том числе для самих сельхозтоваропроизводителей.
Также необходимо отметить, что в рамках реализации поручения Главы государства к началу массовых уборочных работ был проработан механизм льготного кредитования сельхозтехники за счет средств АО «Жасыл даму», на который было направлено порядка 40,0 млрд тенге.