Эксперты рассмотрели и сравнили зарубежный и казахстанский опыт строительства и обслуживания автомобильных дорог
Нередко при сравнении затрат на строительство дорог в Европе и в Казахстане оказывается, что расходы на создание одной из «традиционных бед» в нашей стране намного превышают среднемировые показатели. Чиновники упирают на то, что методики расчета разные. Но оправданий низкого качества покрытия автомагистралей в Казахстане нет даже у чиновников, передает Azattyq Rýhy.
Немецкий автобан давно стал синонимом качественной, надежной и скоростной дороги. И ведь понятно, на кого нужно равняться, но все равно так строить не хотят. Хотя могут.
В переводе с немецкого «автобан» - это всего лишь «дорога для автомобилей». В то же время, это и система шоссе, опутывающих всю страну. Они действительно надежные и безопасные, факт. У нас с ними огромная разница как в подходе, так и в технологиях строительства. Если говорить о хайвеях, то есть скоростных трассах, то на Западе их все чаще делают не из асфальта, а из цементобетона. Тут самое время ухмыльнуться и вспомнить «бетонки» из сложенных рядом плит. Но они не имеют ничего общего, хотя и наши старые военные дороги порой лучше положенного на лужи асфальта.
Мифы о дороговизне строительства казахстанских дорог в сравнении с зарубежными аналогами берутся от неправильных расчетов, считают некоторые эксперты. В основном сравнение идет путем простого деления суммы, затраченной на строительство той или иной дороги, на длину участка, что в корне неверно, поскольку из этих расходов необходимо исключить еще целый ряд факторов.
Именно сравнению «как у них» и «как у нас» была посвящена необычная зум-конференция в рамках диалоговой площадки «Ашық сағат алаңы». Отечественные проектировщики, представители зарубежных компаний и республиканского общественного объеденения «Әділдік жолы» рассмотрели и сравнили зарубежный и казахстанский опыт строительства и обслуживания автомобильных дорог. Совещание модерировал зампредседателя Комитета автомобильных дорог МИИР РК Жамбыл Бактияр.
Болашаковец, студент Калифорнийского университета в Сан-Диего Нургали Амандыков рассказал участникам встречи о дорогах США. По его словам, в Соединенных Штатах только на содержание дорог в 2020 году была выделена астрономическая сумма - $200 млрд. Однако пользователи дорог все равно недовольны состоянием автомагистралей.
«Я – дорожник, поэтому интересуюсь темой дорог, читаю новости. В США СМИ часто говорят о том, что в стране не решаются дорожные проблемы несмотря на обильное финансирование. Мне стало интересно, сколько денег в Америке выделяется на содержание 1 км. Для сравнения я выбрал штат Северная Дакота. Он очень близок нам по климату. Как выяснилось, на 1 км дорог в этом штате выделено $60 тысяч или 26 млн тенге. С нынешним курсом это в 20 раз больше чем выделяется в Казахстане», - рассказал болашаковец.
Студент сравнил и зарплаты дорожников. По его словам, в Казахстане обычный строитель получает около 150-200 тысяч тенге в месяц. Это около $400. В Северной Дакоте средняя зарплата строителя составляет $5000, то есть в 12,5 раз больше.
А вот представитель итальянской компании Фабио Альманьо сравнил казахстанские дороги с дорогами на его родине. В первую очередь он обратил внимание на то, что две страны находятся в разных климатических зонах.
«У нас совершенно другой битум. Другой пенетрации. В зимний период пенетрация может срабатывать до -17°C. Однако все мы знаем, что в Казахстане бывает намного холоднее. Можно увеличить уровень пенетрации до -23°C. Кроме того, в Казахстане очень короткий срок исполнения из-за непродолжительного рабочего сезона», - отметил итальянский строитель.
Спикер также поделился еще одним важным наблюдением за 20 лет работы в Казахстане. По его словам, последние технологии в дорожное строительство были введены в стране 7-8 лет назад. В Италии же новые технологии в сфере производства и использования асфальта, щебня и добавок в битум разрабатываются и внедряются ежегодно.
Кроме того, в Италии жесткий контроль по части перегруза. Дороги строятся в основном по форме концессии. Это значит, что вопрос по их содержанию автоматически снимается. В этой связи Фабио Альманьо посоветовал больше внедрять концессионные проекты.
Еще одно сравнение не в пользу Казахстана – размер оплаты за проезд по платным участкам.
«Я проехал по автобану 230 км и заплатил € 17. Это примерно 8 тысяч тенге. А в Казахстане до Борового люди за такое же расстояние платят 200 тенге. То есть, у нас, в Италии, и стоимость высокая, и трафик в десятки раз выше. Кроме этого, хочу отметить, что в Казахстане строительство 1 км четырех полосной дороги в среднем стоит € 1 млн, а в Италии - € 5 млн», - добавил гость.
На площадке «Ашық сағат алаңы» участники зум-конференции открыто обсудили все проблемные вопросы. В завершение Жамбыл Бактияр подтвердил готовность к взаимодействию с заинтересованными сторонами, в частности, с общественным объеденением «Әділдік жолы», в целях совместной работы по улучшению ситуации в автодорожной отрасли.