О создании безбарьерной среды в казахстанских аэропортах и самолетах
Для многих людей с особенностями организма безбарьерная среда – это возможность вести независимый и полноценный образ жизни. Формирование доступной среды, в частности, в общественных местах, является важным условием для обеспечения граждан с физическими ограничениями равными возможностями наряду со всеми, передает Azattyq Rýhy.
Многие объекты, которыми здоровые люди пользуются постоянно – лестницы жилых домов, станции метро, кафе, магазины, кинотеатры, государственные учреждения – вызывают у людей с ограниченными возможностями определенные затруднения. Несмотря на это, многие из них хотят жить активно: быть в курсе происходящих событий, посещать различные мероприятия, учиться новому, работать и путешествовать.
В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития в рамках проекта «Ашық сағат алаңы» состоялось совещание по вопросам создания безбарьерной среды для пассажиров с ограниченными возможностями под руководством заместителя председателя Комитета гражданской авиации Салтанат Томпиевой. В совещании приняли участие представители Авиационной администрации Казахстана, отечественных аэропортов и авиакомпаний, а также неправительственных организаций по защите прав граждан с ограниченными возможностями.
На совещании С. Томпиева отметила проводимую работу по совершенствованию действующего законодательства в целях создания безбарьерной среды для пассажиров с ограниченными возможностями на воздушном транспорте. Так, в рамках данной работы внесены поправки в Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, в части создания условий для пассажиров с ментальными расстройствами, а также возможности выделения пассажирам с ограниченной мобильностью мест согласно их потребностям.
Также представитель Авиационной администрации Казахстана сообщил, что в аэропортах страны соблюдаются необходимые требования к обслуживанию пассажиров с особыми потребностями.
«Администрацией ведется технический надзор. Так, с начала года проведено 7 инспекций, по итогам которых было выявлено 15 замечаний. В частности, отсутствие амбулифта, недоступность некоторых услуг и другие. Все замечания аэропортами устраняются в установленные сроки», – поделился представитель администрации.
В свою очередь, представитель НПО по защите прав граждан с ограниченными возможностями Василий Шиманский предложил ввести ряд конкретных и действенных мер, направленных на улучшение условий для пассажиров с ограниченными возможностями на воздушном транспорте. К слову, предоставление авиакомпаниями своевременного ответа на обращения пассажиров, а также проработка процедуры регистрации пассажиров на кресло-колясках. Кроме того, прозвучали предложения касательно заблаговременного уведомления пассажиров, которые находятся на территории другой страны, об отмене либо задержке рейсов.
«Нужно понимать, что это комплексный вопрос, и создавать условия необходимо для всех категорий граждан. Среда аэропорта должна быть адаптирована под людей с различными особенностями, но упор необходимо делать на самостоятельность лиц с ограниченными возможностям», – считает общественный деятель.
Резюмируя, он отметил о необходимости создания рабочей группы для организации обмена опытом по обслуживанию пассажиров с особыми потребностями на воздушном судне.
В этой связи заместитель председателя Комитета гражданской авиации отметила, что рабочая группа с участием представителей заинтересованных государственных органов и других организаций создана. Кроме того, она подчеркнула, что ответы на обращения граждан должны быть предоставлены в установленный законом срок.
Председатель Национальной Ассоциации AUTISM KAZAKHSTAN Нурия Балтабайкызы поблагодарила Комитет гражданской авиации в лице председателя Т. Ластаева за внесение поправок в Правила перевозок пассажиров на воздушном транспорте в части создания благоприятных условий для пассажиров с ментальными нарушениями на воздушном транспорте. Также предложила меры по созданию благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями. В частности, она предложила детям с ментальным нарушением выдавать в аэропортах специальные ленты, благодаря которым сотрудники аэропорта смогут понять, что человек нуждается в приоритетном обслуживании. Как рассказала председатель Национальной ассоциации, у детей с аутизмом и другими ментальными нарушения специфическое поведение. Это создает определенные трудности при регистрации и досмотре багажа.
Также представители НПО сообщили об отсутствии возможности информирования авиакомпании о наличии ограниченной подвижности и ментальных расстройств при покупке авиабилетов через некоторые посреднические интернет-платформы. При этом, согласно действующему законодательству пассажиры должны информировать авиакомпанию о наличии вышеуказанных ограничений. В связи с чем, авиакомпаниям поручено проработать данный вопрос для исключения указанных факторов.
К слову, создание безбарьерной среды для маломобильных групп населения является одним из важнейших задач отметили организаторы. Подводя итоги совещания, заместитель председателя Комитета отметила, что все предложения будут учтены и даны соответствующие поручения АО «Авиационная администрация Казахстана», отечественным аэропортам и авиакомпаниям.
По итогам совещания, представители авиакомпании и аэропортов сообщили, что примут во внимание все обсужденные вопросы и проведут соответствующую работу по совершенствованию качества услуг для пассажиров с ограниченными возможностями на воздушном транспорте.
Напомним, что проект «Ашық сағат алаңы» инициирован министром Каирбеком Ускенбаевым в качестве шага по реальной реализации концепции «Слышащего государства» в работе МИИР и направлен на установление обратной связи сотрудников ведомства с обществом и вовлечение заинтересованных граждан в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач.