От «связи» с Даригой Назарбаевой до «хищений» в ковид-госпиталях: Айдын Рахимбаев дал откровенное интервью
Бизнесмен ответил на все слухи, которые муссируются в обществе
Какая доля BI Group принадлежит Дариге Назарбаевой? На этот вопрос ответил глава компании Айдын Рахимбаев. Кроме того, в интервью Тимуру Балымбетову бизнесмен прокомментировал разговоры о том, что BI – не более чем мыльный пузырь, а при строительстве ковид-госпиталей был похищен не один миллиард тенге, передает Azattyq Rýhy.
Начнем с заявления Рахимбаева относительно демонополизации. Говорят, к BI Group возникли вопросы у Антимонопольного комитета.
«Месседж от Президента по демонополизации не все правильно понимают. Мы за. Потоки нефтяные, или, условно, железнодорожные ветки, телекоммуникации – весь бизнес от этого страдал. И страдает до сих пор, клиенты страдают. Қазақтың мәтелi бар ғой: шаш ал десе, бас алады. Вот им сказали: Все, BI тоже занимает монопольное положение.
Стоп, давайте разберемся.
Из всего построенного в Казахстане жилья, мы имеем всего 6%. Где монополия?! Если из всех госзаказов мы имеем 2.5%. То есть наша доля – это вообще мизер», - говорит Рахимбаев.
Далее бизнесмен объяснил, зачем в таком случае BI начал брать госзаказы.
«Мы строили жилье, и, казалось бы, нам этого достаточно. Но есть внутренний намыс, это гордость, это свое убеждение, что мы должны быть конкурентоспособными. Кто в Казахстане построил все 5-звездочные гостиницы? Ни одна из казахстанских компаний! Ни одна! Строили все турки, итальянцы, албанцы – все строили, только не казахстанцы. Мы были первой в стране казахстанской компанией, которая построила 5-звездочный отель. Этому ведь надо соответствовать. Стадионы, театры – 7-8 лет назад у меня было ощущение, что казахстанские компании не могут этого делать. Мы ввязались в это дело, потому что нам было обидно, и нашим партнерам: Как так? Все подряды отдаются зарубежным компаниям. И мы старались хотя бы конкурировать с ними. Потому что строительная компания приехала, построила и уехала. Вместе с ней уезжают и все специалисты. А кто же здесь остается? А когда строим мы, то все специалисты остаются здесь. Остается и растет», - продолжил он.
При этом, как признался Рахимбаев, компания была вынуждена покинуть сферу дорожного строительства.
«Для всех, наверное, это будет сюрпризом, но мы, как крупнейшая компания Казахстана, уступили место – мы не выдержали давления международных компаний! Иранские дорожные компании, китайские, больше половины строят международные компании. Уступили им потому что у нас нет доступа к дешевому фондированию, у нас нет 3-4-процентных кредитов на покупку техники. Дорожная техника ведь дорогая вещь. У нас нет кредитов и нет банков, которые могут страховать такие большие контракты. Мы не можем конкурировать с китайскими банками. В этой ситуации мы шаг за шагом уступаем. Мы уже вышли с этого дорожного бизнеса. Вопрос опять же: хорошо ли это для страны?
Если, условно, предположим, что будет давление по каким-то крупным проектам, то ок, у нас госзаказ – это 20-25% нашего портфеля. Поэтому мы эти 20-25% можем перекинуть на другие страны – в Турцию, в Узбекистан. Мы выйдем, для нас это не проблема, мы найдем себе применение. Но если нас заменит иностранная компания, то хорошо ли это для страны?», - вопрошает бизнесмен.
Что касается ковид-госпиталей, то, по словам Рахимбаева, даже в самой компании до конца не верили, что реализация подобного проекта возможна в столь короткие сроки.
«Собрали всех строителей, не только BI, и спросили: за сколько сможете построить? Все сказали, что за 4-5 месяцев. Нам ответили, что это долго, времени нет. На тот момент у нас была технология быстровозводимого домостроения. Только у нас она была. Мы вложили в этот завод в свое время 30 млн долларов. Это огромные риски были! Мы вложили, и он еще не был достроен. Мы могли собрать технологически как «лего». Но мы сами не верили, потому что завод еще не запущен. Мы не думали, что это можно сделать, мы говорили: 2-3 месяца. Нет, времени нет, месяц срока и все. Сказали три госпиталя построить. Мы их построили. По ходу меняли требования ВОЗ, протоколы лечения, то есть вся мощь BI была направлена на эти госпитали. 16.5 млрд, которые были выделены на эти госпитали – это много или мало, при нашем обороте на тот момент в 500 млрд? Это пшик, мы в тот год налогов только уплатили на 30 с лишним млрд тенге! То есть первые три госпиталя были построены на половину наших налогов.
Мы их еле успели построить. Мы даже убрать ничего не успели, асфальт не укатали, как начали привозить задыхающихся людей. Министерства, акиматы начали давить: вы обещали! И мы это делали. Я сам стал начальником участка и жил на стройплощадке. Потому что мы понимали, как это важно для страны.
Это были единственные госпитали, в которых не заражались доктора, ни одного медработника. Вы помните, как умирали врачи? Наши госпитали были оазисом технологическим, где не погиб ни один доктор! Приезжали москвичи и говорили: уау, не может быть, что это построено за 3 недели! При этом они построены из бетонных блоков, это не временные, не сэндвич-панели. Бетонные блоки, которые останутся на 50 лет вперед», - отметил собеседник.
До последнего, по словам Рахимбаева, компания отказывалась от строительства последующих 12 госпиталей в разных регионах страны. Была озвучена просьба разделить объем работы среди других строительных компаний. Но загвоздка оставалась прежней – невероятно сжатые сроки и отсутствие необходимой технологии у коллег по цеху.
Прокомментировал глава компании и слухи, связывающие его с семьей Нурсултана Назарбаева.
«Ни коим образом не связан (с семьей Нурсултана Назарбаева – прим.). Нашей компании 27 лет и до того, как столица переехала сюда, мы уже были состоявшейся компанией. Мы занимались трейдерством, крупой, зерном, мукой, ГСМ. Впервые президента я увидел, по-моему, в 2005 году. И то, где-то на совещании по генплану. Мы тогда оказались десятой компанией, не самой крупной. Мы не хотели и не хотим участвовать ни в политике, ни в приближении, ни в удалении.
Дргуой вопрос: мы заслуживали и заслуживаем доверия. Мы всегда выполняли условия контракта. Сейчас свыше 300 проектов остановлено по всей стране, нашего ни одного объекта в данном списке нет. Мы продолжаем выполнять свои обязательства всегда. Возможно, поэтому говорят, что где-то есть поддержка.
Уже свыше 82 тысяч семей получили наши квартиры. Ни один чиновник, ни один приказ не даст такого эффекта, чтобы у нас покупали квартиры. И мы принципиально обходим госзаказ», - подчеркнул Айдын Рахимбаев.
Кроме того, в интервью он рассказал о строительстве школ за 100 млрд, высказался о задержаниях бизнесменов, а также скандалах вокруг строительства ЖК. Полная версия доступна по этой ссылке.