Техника, обслуживающая горы, быстро «стареет» из-за постоянного наплыва посетителей
О том, что Шымбулак перегружен, знают и говорят давно, но мало кто задумывался, а какое влияние оказывает такая нагрузка хотя бы на технику, работающую на склонах, не говоря уже о фуникулерах. Конечно, от переизбытка клиентов страдает сервис и операционные системы в том числе, но куда важнее безопасность лыжников. А она напрямую зависит от работы техники курорта, которую пора менять. Корреспондент Azattyq Rýhy оценил автопарк Шымбулака.
В арсенале Шымбулака 7 ратраков – это транспортное средство на гусеничном ходу, используемое для подготовки горнолыжных склонов и лыжных трасс; 6 снегоходов, квадроцикл и летняя тяжелая техника – погрузчик, экскаватор, татра грузовик и снегогенераторы, производящие снег.
Это снегоуплотнительная машина итальянского производства Prinoth Leitwolf. Хорошо преодолевает подъемы и обрабатывает склоны любой сложности.
«Во время закатки, когда люди покатались днем, вечером в 5 часов выходят операторы, закатывают гору. То есть спереди отвал, он срезает бугры, выравнивает их. Сзади фреза находятся, они молят снег и финишерами выкладывают уже вельвет так называемый. И так каждый день», - рассказывает о технике заместитель руководителя операционного Департамента горнолыжного курорта Шымбулак Артем Ушаков.
Четыре снегоуплотнительные машины – 2016 года выпуска, две – 2009 и есть еще одна «старушка» - Prinoth BR 350. Ей сейчас 13 лет и, несмотря на солидный возраст, она продолжает работать.
Она выполняет всю «грязную» работу – в основном ее используют на грунте и каменной поверхности. Так жалеют другие машины, чтобы не тратиться на дорогие запчасти.
Зачастую ломаются гусеницы и разбиваются подшипники, рвутся и тросы, один метр которого стоит несколько сотен евро. Их тоже заказывают из Италии. Те, что есть на нашем рынке, не подходят по диаметру.
Вообще срок эксплуатации этой техники – 3 года. Но их продолжают использовать, потому что машины на ходу. Хотя по меркам пробега, если можно так выразиться, машины уже отмотали свой срок. Дело в том, что понятие «пробег» в этой категории авто отсутствует, единица измерения снегоуборочной техники – моточасы. Это один час работы коленчатого вала двигателя при определенных оборотах. Так вот, эти машины уже отъездили и даже превысили норму в 5 тысяч моточасов.
Работает техника на дизеле. Где-то с лебедкой, где-то без. Кстати, им нашли еще одно применение: три раза в неделю по вечерам они превращаются в такси. Стоит услуга 4500 тенге. Одним выстрелом убивают двух зайцев. А почему бы и нет? Все равно машине подниматься вверх на работу, почему бы не захватить с собой попутчиков? Мест хватает аж на 10 человек.
Теперь что касается работы техники.
«В 17.00 вечера заступают операторы и работают. Время работы зависит от объема, ну, не раньше, чем в 1-2 ночи заканчивается смена. Бывает до 7-8 утра, прямо до открытия работают. Нормы как таковой нет, график работы ненормированный», - пояснил заместитель руководителя операционного Департамента горнолыжного курорта Шымбулак Артем Ушаков.
Объем работы зависит от того, насколько хорошо поработала система искусственного оснежения. Если «пушки» выработали много снега и накидали огромные кучи, то и работы, соответственно, прибавится.
«Выставляем пушки по колодцам, у нас их 80 штук, в зависимости от того, куда нужно снега накидать. Максимальный расход, который мы запускаем, это 60 литров в секунду на все пушки. В прошлом году порядка 550 тысяч кубометров снега «выстрелили» генераторы», - продолжил спикер.
Дополнительная нагрузка на операторов бывает перед ночными катаниями, которые проходят трижды в неделю – во вторник, четверг и субботу. Чистят склоны в эти дни дважды, минимум до 3 ночи.
«Максимально в день на смену выезжают 6 машин – это в пятницу и субботу, потому что надо получше подготовить гору, тщательнее к выходным, так как большой наплыв приходится именно на эти дни. И в зависимости от графика – минимум выходят на смену 3 оператора, максимум 6», - подчеркнул сотрудник Шымбулака.
По его словам, самый большой наплыв посетителей на Шымбулаке приходится на 1 и 2 января.
«2 января у нас по традиции пик посещаемости. Курорт принимает до 10-15 тысяч лыжников. И в эти дни самая большая нагрузка на все департаменты. Практически круглосуточно работаем», - подытожил заместитель руководителя операционного Департамента горнолыжного курорта Шымбулак.
В автопарке курорта есть еще квадроцикл.
И 6 таких снегоходов.
Как оценивают трассы и курорт сами лыжники и бордисты? По первому пункту мнения всегда разделяются. Кому-то нравится, кто-то недоволен накатанными путями.
«Все хорошо, только льда на трассах много. Два раза в неделю стабильно приезжаю покататься. В основном в будни, потому что меньше народу и дешевле. Комфортно кататься, когда гора пустая. По выходным здесь очень много людей, очереди, склон заполнен», - поделилась мнением алматинка.
«Почти что каждую неделю езжу, вообще, здесь супер. Даже несмотря на то, что работаю до 3-4 ночи, все равно встаю в 8 утра, чтобы поехать сюда. Подсаживаешься. 2-3 раза в неделю приезжаю. Трассы отличные, сервис, горы, на Шымбулаке все прекрасно», - сказал еще один опрошенный местный житель.
«Шымбулак перегружен» - алматинцы и иностранцы жалуются на очереди и возросший травматизм
Ранее менеджер по клиентскому сервису и продажам Шымбулака Галина Пришляк сообщила, что ежедневно курорт посещают в среднем 6500 человек. По словам сотрудницы, такова же пропускная способность курорта. Хотя год назад пропускная способность курорта была 2500 человек. Об этом говорил экс-директор Шымбулака Ержан Еркинбаев, ныне глава «Kazakh Tourism».
Ромина МАКАРИМОВА