Снести нельзя оставить. Как люди выживают в алматинских бараках
Больше 20 лет полсотни семей живут в нечеловеческих условиях в центре города
Наверное, только на постсоветском пространстве в 21 веке есть такая проблема под названием «ветхое жилье». Советское прошлое все никак не может отпустить нас. Тут и там по всему городу разбросаны отголоски тех времен – барачные дома, где люди десятками лет живут без элементарного – воды, тепла, света и газа. Своеобразные гетто есть не только на окраинах Алматы, но и в самом центре. Кто бы мог подумать, но в одном из элитных городских микрорайонов десятки семей вынуждены выживать в старых развалинах просто потому, что их соседи из благоустроенных домов не хотят сноса строений. Каково это – жить в почти столетнем доме в самом центре мегаполиса, выясняла корреспондент Azattyq Rýhy.
Микрорайон Самал-2 находится в золотом квадрате Алматы. Это один из самых элитных районов города, где на каждом шагу – роскошные жилые многоэтажки и бизнес-центры. В центре микрорайона прямо по соседству с шикарными высотками – эдакий барачный городок, где живут около 50 семей.
Вот уж действительно, Алматы – город контрастов. Отличительная фишка мегаполиса, пожалуй, в этом: с одной стороны – современные многоэтажки с балконами, двором, паркингом и прочими атрибутами нормальной жизни, с другой – каркасно-камышитовые и саманные хибары, которые в любой момент могут сложиться как карточный домик. Живется здесь очень и очень тяжело.
Бабу Лиду в этом районе знают все – 89-летняя пенсионерка живет здесь с самого рождения. Говорит, чего только не пережила ее небольшая коморка, начиная с 30-х годов. Здесь она вырастила детей, внуков. Здесь же умер ее муж. Сейчас Лидия Манжос коротает дни совсем одна, потому справляться самой в разваливающейся квартирке совсем сложно.
«Очень тяжко нам тут. Каждый день проживаем, будто на пороховой бочке, гадаем, у кого же первым дом развалится. Вот у меня уже начал сыпаться потолок. Крыша совсем прохудилась – осенью и весной собираю капающую воду в тазики», – рассказывает она.
Каркасно-камышитовые коммуналки настолько ветхие, что к ним нельзя подвести газ. Стены попросту не выдержат веса трубы. Зимой спасает только печка – про опасность такого отопления мы все знаем. Но даже при постоянной топке холод просачивается отовсюду – и от промерзшей земли вместо нормального пола, и через деревянные окна.
Первому этажу этого дома почти век. А второй этаж из дерева к нему пристроили в 60-х годах. Время, конечно же, берет свое – домишко, как, впрочем, и другие здания, накренилось под тяжестью лет.
Пройти на второй этаж – тот еще квест. Деревянная лестница безжалостно шатается. Ощущение, что каждая ступенька вот-вот провалится.
Про состояние электропроводки и говорить не приходится. Щитки держатся на соплях, как говорится. В любой момент может случиться замыкание.
«Я живу здесь с 60-х годов. Последние 20 лет нам говорят, что пойдем под снос, поэтому и не ремонтируем дома. Да и ремонтировать их уже нельзя – только сносить и строить новые. У нас даже застройщик появился, который готов выкупить у нас дома и построить тут жилой дом, но соседи из благоустроек начали возникать, что не хотят сноса. Они считают, что на месте наших бараков лучше построить не жилой дом, а парк. Поэтому проект и остановился», – говорит житель барачного дома Василий Назаров.
Архитектор Ерканат Заитов считает, что человеческие жизни в этом вопросе важнее прихотей отдельных лиц.
«Ветхое, аварийное жилье надо обязательно сносить. Если оно имеет какую-то историческую ценность, то в этом случае проводится отдельная экспертиза. В районе Татарки, Малой станицы, к примеру, есть дома, которые действительно имеют историческую важность. Эти дома можно сохранить. Но в микрорайоне Самал, насколько я знаю, нет такой ценности у жилья. Наоборот, опасное и ветхое жилье надо сносить», – говорит архитектор.
На данный момент 1 444 дома признаны ветхими (об этом писал сам Сагинтаев) в Алматы. Они нуждаются если не в срочном сносе, то как минимум в капитальном ремонте.
Ромина МАКАРИМОВА